Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 5 апреля 2012 г. N 33-3475/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Тушнолобовой Л.А.,
судей Морозовой С.Б., Козлова О.А.
при секретаре Тяжовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05.04.2012 в апелляционном порядке жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 26.12.2011
по гражданскому делу по иску Антроповой Н.Ю. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области о признании незаконным основания увольнения и изменении основания увольнения, внесении изменения в трудовую книжку, взыскании четырехмесячного денежного содержания и компенсации за его несвоевременную выплату, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска, подлежащие выплате при увольнении,
заслушав доклад судьи Козлова О.А., объяснения представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области по доверенности Гуйчгельдыевой А.Т., поддержавшей доводы жалобы, представителя Антроповой Н.Ю. по доверенности Жуковой Н.А., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Антроповой Н.Ю. обратилась в суд с указанным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области (далее МИФНС N 23 по СО), с учетом изменения исковых требований (л.д. 1-8, 54-55, 58, 132, 191-192 т. 1, л.д. 32 т. 2), а именно о:
- признании незаконным основания увольнения и изменении основания увольнения;
- внесении изменения в трудовую книжку;
- взыскании четырехмесячного денежного содержания и компенсации за его несвоевременную выплату;
- взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска.
В обоснование иска указано, что Антроповой Н.Ю. занимала должность государственной гражданской службы Российской Федерации - ... ИФНС по г.Алапаевску Свердловской области. Приказом ФНС России от 14.07.2011 ИФНС по г.Алапаевску была реорганизована путем слияния с ИФНС по г.Режу и ИФНС по г.Артемовскому. ( / / ) истцу вручено уведомление о сокращении ее должности по п. 6 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, при этом гарантировались льготы и компенсации, установленные законом при увольнении по сокращению. Впоследствии ( / / ), ( / / ), ( / / ), ( / / ) от ответчика истцу последовали предложения о продолжении трудовой деятельности в той же должности с местом работы в г.Артемовске. Истец ни разу не была ознакомлена с новым должностным регламентом при том, что объем работы после реорганизации не мог оставаться прежним, поскольку после реорганизации вместо трех отделов камеральных проверок с расположением в г. Алапаевске, г. Артемовском и г. Реже был создан единый отдел с расположением в г. Артемовске. Основание увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона является незаконным, поскольку фактически произошли реорганизация, сокращение и изменение должностных обязанностей. Она была согласна на продолжение трудовой деятельности в г.Алапаевском, по месту постоянного жительства, в такой же либо иной должности гражданской службы или ином органе государственной гражданской службы, но не была согласна на перевод на работу в другую местность. Приказом от ( / / ) ... служебный контракт с ней расторгнут, и она уволена с гражданской службы по основанию - в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". По мнению истца, при увольнении нарушено требование ч. 9 ст. 31 Закона, предусматривающей выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы. Вместо выплаты в день увольнения ( / / ) окончательного расчета, выплата произведена ( / / ), поэтому подлежит выплате компенсация.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 131 т. 1).
Представитель истца по доверенности Жукова Н.А. иск по изложенным в нем основаниям поддержала.
Представители ответчика по доверенностям Климова Л.Н., Гуйчгельдыева А.Т., Антонова С.А. факт несвоевременной выплаты истцу окончательного расчета при увольнении, размер несвоевременно выплаченного окончательного расчета, период просрочки и размер подлежащей выплате при этом компенсации подтвердили. В остальной части просили в иске отказать, пояснив, что сокращение должности истца не произошло, имело место изменение условий контракта.
Решением суда постановлено:
иск Антроповой Н.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконным основание увольнение Антроповой Н.Ю. по приказу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области от ( / / ) ... "в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Изменить основание увольнения Антроповой Н.Ю. по приказу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области от ( / / ) ... на основание "в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанное изменение основания увольнения внести в трудовую книжку Антроповой Н.Ю..
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области в пользу Антроповой Н.Ю. :
-компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере ...,
-компенсацию за несвоевременную выплату четырехмесячного денежного содержания, исчисляемую на момент рассмотрения дела в размере ...
-компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованные дни отпуска, подлежащие выплате при увольнении в размере ....
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области в пользу Антроповой Н.Ю. судебные расходы в виде оплаты труда представителя в размере ....
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 в доход государства государственную пошлину в размере ....
В жалобе МИФНС N 23 по СО просит решение как незаконное и необоснованное в части удовлетворения иска по основаниям, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, изменить.
В обоснование указано, что фактического сокращения должности, замещаемой истцом до реорганизации, не произошло. Реорганизация ИФНС по г. Алапаевску Свердловской области не повлекла сокращения должности истца, фактически имело место изменение существенных условий ее служебного контракта в части наименования инспекции.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части требований об изменении формулировки увольнения.
В соответствии со ст. ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон) гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Закона в служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 1). В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя) (ч. 2). Существенными условиями служебного контракта являются: 1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; 3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент (ч. 3). Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом Антроповой Н.Ю. с ( / / ) проходила государственную службу в Инспекции ФНС по г. Алапаевску Свердловской области в должности ....
На основании Приказа ФНС России от 14.07.2011 N ММВ-7-4/440 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области" в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Артемовскому Свердловской области и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Режу Свердловской области реорганизованы путем слияния, образовав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области. Межрайонная инспекция ФНС России N 23 по Свердловской области, при этом, является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизованных инспекций. Данный приказ вступил в силу с 01.09.2011.
Как следует из ч. 5 ст. 31 Закона при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Уведомление о сокращении с ( / / ) замещаемой Антроповой Н.Ю. должности в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску Свердловской области, получено ею ( / / ). Основанием для уведомления истца явился приказ ФНС России от ( / / ) о реорганизации, уведомление произведено в соответствии с частями 2 и 5 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду часть 2 и часть 5 статьи 31 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
Согласно штатному расписанию и утвержденной структурой реорганизованной инспекции Антроповой Н.Ю. ( / / ) и ( / / ) направлялись предложения о продолжении трудовой (государственно-служебной) деятельности в должности ... МИФНС N 23 с расположением в ... (л.д. 22-25, 111-114 т. 1).
От предложенных ответчиком должностей истец отказалась.
На основании приказа ... от ( / / ) служебный контракт ... с Антроповой Н.Ю. расторгнут, она освобождена от занимаемой должности в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона).
Как следует из ст. 29 указанного закона в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в связи с изменением существенных условий служебного контракта, служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Должностные обязанности истца установлены должностными регламентами (л.д. 87-93, 233-239 т. 1).
Согласно совокупности штатных расписаний Межрайонной инспекции ФНС РФ N 23 по Свердловской области от ( / / ) (л.д. 98-103 т. 1) и от ( / / ) (л.д. 104-109 т. 1), а также штатных расписаний ИФНС г. Реж (л.д. 137-140 т. 1), ИФНС г. Артемовский (л.д. 142-143 т. 1), ИФНС г. Алапаевск (л.д. 145-149 т. 1), действовавших на момент реорганизации, из ранее существовавших в трех указанных районных ИФНС четырех должностей специалиста 1 разряда отдела камеральных поверок в реорганизованной Межрайонной ИФНС 23 осталось лишь 2 должности специалиста 1 разряда отдела камеральных поверок с местом ее нахождения в г.Артемовском, то есть с разъездным характером работы, а не с постоянным рабочим местом в г. Алапаевске, как ранее.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец была уволена со службы в связи с сокращением и отказом от предложенных должностей гражданской службы в другой местности, поэтому принял решение об удовлетворении требования об изменении формулировки основания увольнения на п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Пункт 6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является основанием прекращения служебного контракта в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В соответствии с разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно положениям ст. 72, 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации перевод работника на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя); а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем, относятся к условиям трудового договора.
При этом в силу п. 9 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм, прекращение служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы производится только при наличии реального сокращения конкретной должности. Отказ государственного служащего от продолжения службы в реорганизованном территориальным органе в связи с переводом в другую местность основанием для увольнения по сокращению не является. В данном случае по этому основанию прекращение служебного контракта невозможно, поскольку замещаемая ранее работником должность гражданской службы включена в новое штатное расписание реорганизованной налоговой инспекции, эта должности была предложена истцу, однако от ее замещения истец отказалась. Наименование предложенной истцу должности согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 (далее - Реестр), не изменилось.
Доводы Антроповой Н.Ю. о том, что предложенная ей должность является иной в связи с территориальным расширением обязанностей и нахождением государственного органа в другой местности также не могут являться основанием для удовлетворения требования об изменении формулировки увольнения, поскольку данные условия в силу ст.ст. 23, 24 Закона определяются служебным контрактом, неизменными в котором остался основной предмет и стороны, т.е. соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении предусмотренной Реестром должности гражданской службы, в данном случае - между руководителем территориального органа ФНС России - МИФНС N 23, являющимся правопреемником руководителя ИФНС по г. Алапаевску Свердловской области, и соответственно Антроповой Н.Ю., замещающей должность специалиста 1 разряда отдела камеральных поверок.
Кроме того, поскольку Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, оснований для ее взыскания у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда в данной части в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, в части изменения формулировки основания увольнения и взысканной государственной пошлины и подлежит отмене, а данное требование - оставлению без удовлетворения.
Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания судебная коллегия находит правильным.
Согласно п. 9 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Основанием для такой выплаты, как предусмотрено в правовой норме, в том числе, является увольнение с гражданской службы в связи с реорганизацией органа или изменением его структуры.
Основанием для увольнения послужил отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта на основании приказа ФНС России от 14.07.2011 о реорганизации.
Статья 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит таких оснований увольнения, как реорганизация государственного органа или изменение его структуры, условия выплаты компенсации, предусмотренные в ч. 9 ст. 31 Закона, указывают не на самостоятельные основания увольнения, а на обстоятельства изменения для гражданского служащего существенных условий служебного контракта, наличие которых необходимо для осуществления выплаты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены решения суда в данной части, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, поэтому решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь абз. 3 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 26.12.2011 в части изменения формулировки основания увольнения и взыскании государственной пошлины в сумме ... отменить и вынести новое решение, которым:
в удовлетворении требований Антроповой Н.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области о признании незаконным основания увольнения и изменении основания увольнения, внесении изменения в трудовую книжку, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 5 апреля 2012 г. N 33-3475/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru