Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 мая 2012 г. N А60-20845/2012
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)
к обществу с ограниченной ответственностью Торговая компания "Продукты населению" (ИНН 6674304831, ОГРН 1086674016516)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Порошина Н.В. - специалист-эксперт, доверенность от 18.01.2012г.; Галимова А.А. - специалист, доверенность N 01-01-05-28/68 от 20.01.2012г.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО ТК "Продукты населению" (далее - общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо возражений, отзыв по делу не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
При проведении плановой выездной проверки в период с 13.02.2012 по 16.03.2012 в отношении ООО ТК "Продукты населению" обнаружено нарушение обязательных требований к продукции, а именно, обществом осуществляется реализации продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов:
1. Вино столовое белое полусладкое "Мускат" Цымлянские вина 10-12% 0,75л., изготовитель ОАО "Цымлянские вина" Россия, г. Цымлянск, ул. Лазо, 1, дата розлива 15.11.2011г., объем партии 4 бутылки не соответствует требованиям ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" по показателям осадок, посторонние включения - в содержимом бутылок обнаружено: легкий осадок в виде мелких белых и светло-коричневых частиц, посторонние включения в виде осадка, что подтверждено протоколом лабораторных испытаний N 749п от 12.03.2012 г., выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга";
2. Вино столовое полусладкое белое "Маркхот" 10-12% 0,7л., изготовитель ООО "Союз-Вино", Россия, Краснодарский край, ст. Варениковская, ул. Певаневского, 100, дата розлива 23.10.2010 г. объем партии 4 бутылки не соответствует требованиям ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" по показателям массовая концентрация приведенного экстракта, осадок, посторонние включения - в содержимом бутылок обнаружено: легкий осадок в виде мелких светлых частиц и ворсинок, посторонние включения в виде осадка, массовая концентрация приведенного экстракта составляет 15,2 г/дмЗ при норме не менее 16,0 г/дмЗ, что подтверждено протоколом лабораторных испытаний N 751п от 12.03.2012 г., выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга";
3. Йогурт молочный с фруктово-ягодным наполнителем "Лесная ягода", м.д.ж. 1,5%, дата выработки 07.02.2012 г., срок годности 14 суток, 6 шт. по 0,5 кг, изготовитель ООО "Ураллат", Свердловская область, г. Березовский, ул. Транспортников, 46 в, не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" по микробиологическим показателям: в йогурте обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП) колиформы, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 743п от 06.03.2012 г., выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга";
4. Масло подсолнечное нерафинированное "Слобода" изготовитель ОАО "ЭФКО", 309850, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Фрунзе, д. 2, дата выработки 22.06.2011 г., объем партии 10 шт. по 1,0 л в пластиковых бутылках, не соответствует заявленному наименованию, требованиям по составу используемого сырья ст. 3 п. 1 Федерального закона N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", требованиям приложения А ГОСТ Р 52465-05 "Масло подсолнечное. Технические условия": жирно кислотный состав исследованного образца не соответствует жирно-кислотному составу подсолнечного масла (массовая доля миристиновой кислоты (С 14:0) составляет 0,4% при норме не боле 0,2%, массовая доля пальмитиновой кислоты (С 16:0), сумма изомеров составляет 7,7% при норме 5,0-7,6%), что подтверждено протоколом лабораторных испытаний N 1061 от 11.03.2012 г., выданным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Национального стандарта "Масло подсолнечное. Технические условия" Российской Федерации следует читать как ГОСТ Р 52465-2005
5. Питьевая вода артезианская негазированная "Родниковая слеза" дочищенная первой категории качества, изготовитель ООО "Полюс", дата выработки 20.12.2011 г., объем партии 10 шт. по 5,0 л, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества." по показателю - водородный показатель, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 746п от 06.03.2012 г., выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16.03.2012 г., копия которого вручена законному представителю общества в тот же день, о чем имеется запись на экземпляре заявителя.
По данному факту 22.03.2012 г. в отношении ООО ТК "Продукты населению" в присутствии законного представителя общества - директора Смаль И.Я. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Указанный протокол и материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение (п. 4 ст. 20 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с требованиями п. 140 Постановление 55 Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 собственник товара обязан провести контроль принятого к реализации товара по внешним признакам и в соответствии с требованиями п. 4 ст. 20 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в случае несоответствия товара заявленным требованиям, самостоятельно изъять ее из оборота.
Согласно п. 8.1 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (ред. от 03.05.2007) пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Материалами дела подтверждается, что обществом допущена в оборот алкогольная продукция, не соответствующая требованиям ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия". Указанная продукция имела осадок и посторонние включения, в связи с чем при надлежащем проведении производственного контроля должна была быть самостоятельно изъята обществом из оборота. Однако указанные действия обществом не произведены.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88-ФЗ) реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 20 Закона N 88-ФЗ изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 88-ФЗ производственный контроль осуществляется в соответствии с программой, утвержденной частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ООО ТК "Продукты населению" производственный контроль за реализуемыми продуктами переработки молока не осуществлялся, протоколы лабораторных испытаний продуктов переработки молока не представлены при проверке, в разработанной программе производственного контроля не указанны показатели качества и безопасности молочной продукции, периодичность осуществления контроля и объем мероприятий по контролю.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" масложировая продукция - это масла растительные и продукция, изготавливаемая на основе растительных или растительных и животных масел и жиров (включая жиры рыб и морских млекопитающих), с добавлением или без добавления воды, пищевых добавок и других ингредиентов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, общество допустило в оборот (реализацию в предприятия розничной торговли для продажи населению) масло подсолнечное нерафинированное "Слобода", несоответствующее требованиям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" и приложения А ГОСТ Р 52465-05 "Масло подсолнечное. Технические условия" по жирно-кислотному составу.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с разработкой, производством, испытаниями и реализацией расфасованных питьевых вод, а также органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в области гигиенической оценки питьевой воды, расфасованной в емкости, регламентирована СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2003.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1116-02 целью гигиенической оценки расфасованной воды является обеспечение населения питьевой водой высокого качества, полностью отвечающей требованиям СанПиН.
В силу п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1116-02 выдача санитарно-эпидемиологического заключения на расфасованную воду производится Департаментом ГСЭН МЗ РФ или аккредитованными центрами СЭН на основании экспертизы соответствующих документов и результатов исследований качества воды согласно методической схемы (таблица 1).
В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.1.4.1116-02 для получения санитарно-эпидемиологического заключения изготовитель продукции подает в Департамент ГСЭН:
- заявку и сопроводительное письмо на проведение гигиенической оценки воды, предназначенной для промышленного розлива или уже расфасованной воды;
- протоколы исследований качества воды, выданные аккредитованными испытательными центрами;
- необходимую техническую и эксплуатационную документацию.
Из материалов дела следует, что обществом допущена реализация питьевой расфасованной в емкости воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02.
Таким образом, факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 16.03.2012 г. и протоколами лабораторных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований полагать, что нарушение обществом обязательных требований технических регламентов, санитарных правил и государственных стандартов к реализуемой продукции вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Вина общества выразилась в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением обязательных требований к продукции при ее реализации (не проводился надлежащим образом предпродажный и производственный контроль). Суд считает, что общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для недопущения указанных нарушений, что свидетельствует о вине общества в совершении указанного административного правонарушения.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено, ввиду того, что выявленные нарушения могли повлечь причинение вреда здоровью и жизни людей.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах суд полагает, что привлечение общества к административной ответственности является обоснованным, вследствие чего требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая то, что правонарушение обществом совершено впервые, суд считает возможным применить минимальный размер административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Продукты населению" (ИНН 6674304831, ОГРН 1086674016516; адрес: г. Екатеринбург, пгт. Сысерть, ул. Кузнецовая, д. 1, корп. А) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) руб.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)
Счет N 40101810500000010010, БИК 046577001,
ИНН 6670083677, КПП 667001001, ОКАТО 65401000000,
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, Код бюджетной классификации 14111628000016000140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2012 г. N А60-20845/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника