Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 июня 2012 г. N А60-24013/2012
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2012 г. N Ф09-11379/12 по делу N А60-24013/2012
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2012 г. N 17АП-8261/12
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Славянский базар" (ИНН 6628013796, ОГРН 1069628002608)
к Администрации Режевского городского округа, Административной комиссии Режевского городского округа
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Белов А.Г., директор общества, Ильиных Л.М., представитель по доверенности от 25.05.2012и N 2,
от Администрации Режевского городского округа: Петров А.И., представитель по доверенности от 19.06.2012 N 1578;
от Административной комиссии Режевского городского округа: Петров А.И., представитель по доверенности от 19.06.2012 N 1.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Славянский базар" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Администрации Режевского городского округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Режевского городского округа от 15.05.2012 N 4/2012 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Административная комиссия Режевского городского округа, созданная Постановлением Администрации Режевского округа от 18.11.2011 N 1763 на основании ст. 45-1 указанного Закона Свердловской области является административным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5 - 41 настоящего Закона Свердловской области (за исключением дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области).
В соответствии с п. 1 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Пунктом 2 ст. 207 АПК РФ установлено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В силу п. 6. ст. 46 АПК РФ в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика
Учитывая, что заявителем оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное административным органом - Административной комиссией Режевского городского округа, к участию в деле в качестве заинтересованного лица (соответчика) привлечена Административная комиссия.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено Административной комиссией Режевского городского округа, иных требований обществом не заявлено и требования об оспаривании постановления не относятся к Администрации Режевского округа суд в порядке ст. 47 АПК РФ с согласия заявителя произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - Административную комиссию Режевского городского округа.
Оспаривая указанное выше постановление, заявитель ссылается на то, что факт совершения им административного правонарушения - выбрасывание бытового мусора и иных отходов на прилегающей к рынку территории административным органом не доказан, а при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя общества, который при этом не был уведомлен о времени и месте составления протокола.
Заявитель также пояснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Административная комиссия не предоставила ему возможность представить возражения и дополнительные документы, которые находились в это время у бухгалтера общества.
В связи с этим обществом заявлено ходатайство о допросе в качестве свидетеля бухгалтера общества Крюкову Л.С., которая может подтвердить наличие документов, подтверждающих соблюдение обществом порядка содержания территории рынка.
В удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения дела об административном правонарушении и не относятся к настоящему делу.
Общество также просит взыскать по настоящему делу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., уточнив, что указанные расходы подлежат взысканию с административного органа, вынесшего оспариваемое постановление, т.е. с Административной комиссии.
Представитель заинтересованных лиц пояснил, что Администрация Режевского городского округа не является административным органом, являющимся стороной по делу об оспаривании постановления Административной комиссии. По фактам, изложенным в постановлении, представитель Административной комиссии пояснил, что при рассмотрении дела о совершении административного правонарушения было установлено, что прилегающая к рынку, на котором осуществляет деятельность ООО "Славянский базар", территория захламлена мусором, что подтверждено актом проверки от 10.04.2012, договор на вывоз мусора у общества отсутствует, в связи с чем комиссией был сделан вывод о виновности общества в данном правонарушении. Извещения о времени и месте составления протокола направлялись по всем известным адресам общества и его директора, а также вручено работнику рынка, а в связи с неявкой общества протокол составлен в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
При обследовании отделом благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа территории по адресу: г. Реж, ул. Ленина, 37, 37а - земельного участка, на котором осуществляют свою деятельность ООО "Славянский базар" и ООО "Режевской ряд", было установлено, что территория захламлена отходами, образуемыми в результате деятельности этих организаций, что является нарушением п. 3.2.2. Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденного решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56.
По данному факту должностным лицом Администрации Режевского городского округа путем составления протокола от 18.04.2012 N 58 возбуждено дело о совершении ООО "Славянский базар" административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", которое направлено на рассмотрение в Административную комиссию Режевского городского округа.
При рассмотрении данного дела Административной комиссией вынесено постановление N 4/2012 от 15.05.2012 о привлечении ООО "Славянский базар" к административной ответственности по ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" и наложении штрафа в размере 100000 руб.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Закон Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" устанавливает административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
В частности, статьей 15-1 данного Закона установлена административная ответственность за выбрасывание бытового мусора и иных предметов в не мест для сбора таких отходов в нарушение порядка, установленного муниципальными нормативными правовыми актами, не повлекшее нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденного решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56 (в редакции от 20.04.2011) физическим лицам, владельцам индивидуальных жилых домов, юридическим лицам всех организационно-правовых форм собственности запрещается сбрасывать бытовой и строительный мусор, отходы производства, тару, спил деревьев, листву, снег и прочее на территории Режевского округа, кроме специально отведенных мест; сжигать отходы производства и потребления, в том числе листву, спил деревьев, листву при уборке территории, за исключением удаления отходов в соответствии с Правилами заготовки древесины (пункты 4.6, 4.6.1, 4.6.13 Правил благоустройства).
Нарушение этих правил влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Статьей 45-1 этого Закона установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5 - 41 настоящего Закона Свердловской области (за исключением дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области), рассматривают административные комиссии, статус, порядок создания и деятельности которых, а также порядок обеспечения их деятельности устанавливаются Правительством Свердловской области.
Постановлением Администрации Режевского городского округа от 18.11.2011 N 1763 создана Административная комиссия Режевского городского округа.
Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, в том числе дел об административной ответственности, предусмотренной ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", отнесено к компетенции Административной комиссии Режевского городского округа.
Из материалов дела следует, что при осмотре земельного участка по адресу: г. Реж, ул. Ленина, 37, 37а, на котором осуществляют свою деятельность по организации торговли ООО "Славянский базар" и ООО "Режевской ряд", должностными лицами Администрации Режевского городского округа, в том числе лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, установлено захламление территории вокруг земельного участка отходами, образуемыми в результате деятельности этих организаций. Стоящие контейнеры переполнены отходами, при осмотре обнаружена свалка объемом 3 куб.м. (коробки, упаковка, мешки полиэтиленовые - отходы, образуемые в результате деятельности ООО "Славянский базар" и ООО "Режевской ряд") и место сжигания отходов, с южной стороны на берегу пруда. Также имеется свалка (коробки, упаковка полиэтиленовая) объемом около 4 куб.м. с правой стороны земельного участка, что зафиксировано актом от 10.04.2012 обследования территории с ее фотографированием.
Вместе с тем указанный акт проверки и составленный на его основании протокол об административном правонарушении не содержат достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения ООО "Славянский базар", в том числе сведений о видах деятельности данного общества, и о возможности образования в результате этой деятельности отходов, о принадлежности земельного участка, на котором осуществляется деятельность двух обществ, а также о том, кто из двух обществ виновен в нарушении Правил благоустройства и обеспечения санитарного содержания данной территории. В ходе проверки, проведенной без участия представителей этих организаций, какие-либо объяснения по поводу выявленных нарушений, не отбирались.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который регулирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе установленных законами субъектов Российской Федерации, при оставлении протокола об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются собранными в рамках административного дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из материалов дела следует, что извещением от 10.04.2012 N 818 должностным лицом Администрации Режевского городского округа, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, законному представителю ООО "Славянский базар" было предложено явиться 26.04.2012 к 09 час. 00 мин. в отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа для дачи объяснения по поводу выявленных нарушений и составления протокола об административном правонарушении.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, указанное извещение направлено в адрес общества заказным письмом (квитанция N 24641), вместе с тем доказательств направления извещения и его получения обществом, не представлено.
В деле имеется почтовое уведомление о вручении ООО "Славянский базар" 08.05.2012 почтового отправления, полученного продавцом Осетровой по адресу: г. Реж, ул. Ленина, 37а, вместе с тем юридическим адресом общества в соответствии с данными его государственной регистрации является: г. Реж, ул. Молодежная, 10.
При этом протокол об административном правонарушении составлен 28.04.2012, т.е. в иной день, чем указан в уведомлении, в отсутствие законного представителя общества, а доказательств его уведомления о времени и месте составления протокола отсутствуют.
Указанное нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении повлекло не только нарушение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, но и сделало невозможным объективное рассмотрение дела об административном правонарушении с учетом объяснений лица, привлекаемого к ответственности, а также с учетом возражений и доказательств, которые данное могло представить по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что указанные нарушения и недостатки являются существенными и не могли быть устранены или восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении, привлечение общества к административной ответственности является незаконным.
В связи с этим оспариваемое постановление административной комиссии Режевского городского округа следует признать незаконным и отменить.
При разрешении вопроса по заявлению общества о распределении судебных расходов по настоящему делу суд принимает во внимание следующее:
В соответствии с п. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Пунктом 1 ст. 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) (статья 106 АПК).
Согласно ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах").
В подтверждение факта несения судебных расходов заявителем представлены договор поручения на оказание юридических услуг от 24.05.2012, а также квитанции N 231232 и N 231236 от 16.06.2012, подтверждающие, что в оплату услуг представителя заявителем передано 10000 руб.
Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что судебные расходы в указанной сумме не соответствуют разумному пределу и подлежат уменьшению, каких-либо возражений и доказательств несоразмерности этих расходов заинтересованным лицом не представлено.
Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении, поэтому подлежат взысканию в порядке, установленном ст. 110 АПК РФ.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.08.2011 N 1128-ПП "Об административных комиссиях" утвержден Порядок создания и деятельности административных комиссий, обеспечения их деятельности, пунктом 2 которого предусмотрено, что административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции в соответствии с Законом.
В соответствии с п. 19 данного нормативного акта финансовое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется за счет средств субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия по созданию административных комиссий.
Из этого следует, что административная комиссия как самостоятельный административный орган, не входящий в структуру органов местного самоуправления, является лицом (стороной по делу), на которое в порядке ст. 110 АПК РФ могут быть возложены судебные расходы, понесенные другой стороной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования ООО "Славянский базар" удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Режевского городского округа от 15.05.2012 N 4/2012 о привлечении ООО "Славянский базар" к административной ответственности по ст. 15-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" и наложении штрафа в размере 100000 руб.
3. Взыскать с Административной комиссии Режевского городского округа (Свердловская область, г. Реж, ул. Красноармейская, 16) в пользу ООО "Славянский базар" судебные расходы в размере 10000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2012 г. N А60-24013/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника