Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 24 октября 2007 г. N 44г-689/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Пономарёва А.А.
и членов президиума Яковлевой Т.Н., Богословской И.И., Павлюченко М.А., Черкасовой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании от 24 октября 2007 года дело по заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Санкт-Петербургу на отказ в совершении нотариального действия нотариусом К.,
на основании жалобы в порядке надзора Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Диденко Е.М. от 27 сентября 2007 года о передаче дела в суд надзорной инстанции,
заслушав доклад судьи Диденко Е.М. и объяснения представителя Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга Силантьевой О.В., полномочия которой подтверждены доверенностью от 10.01.2007 года N 40-42,
Президиум установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Санкт-Петербургу обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании постановления от 29 мая 2006 года нотариуса К. об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество после умершей 02.12.1980 года А., состоящее из 1/8 доли жилого дома N 59 литера А по улице Пионерской в Петродворце, незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 17.10.1995 года N 1117-р инспекциям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам административных районов Санкт-Петербурга поручено оформлять в органах нотариата свидетельства о праве на наследство в виде жилых и нежилых помещений в соответствии с Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" и передавать их Комитету по управлению городским имуществом.
Отказ нотариуса в совершении нотариального действия не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", которым предусмотрено, что изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Поскольку до настоящего времени закона, регулирующего механизм приёма и передачи выморочного имущества, не принято, заявитель полагает, что вопрос о порядке наследования выморочного имущества государством регулируется Положением "О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года N 683, в соответствии с которым учёт, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в порядке наследования к государству, возлагается на налоговые органы.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2007 года решение суда первой инстанции от 22.11.2006 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 09.08.2007 года, Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16.08.2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд, куда поступило 29.08.2007 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Санкт-Петербургского городского суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 1151 ГК Российской Федерации правовым последствием признания имущества выморочным является его переход в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Из этого следует, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут наследовать по закону выморочное имущество. Передача выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований возможна только после его принятия государством, но закон, устанавливающий механизм данного правого действия в настоящее время не принят.
Признавая отказ нотариуса в совершении нотариального действия правомерным, суд также пришёл к выводу о невозможности применения Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" с 01.03.2002 года, поскольку она не перечислена в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Суд также указал, что в соответствии с пунктом 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив материалы дела, выслушав объяснения участника процесса, полагает надзорную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации порядок наследования и учёта выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпункт "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, предусматривает в качестве функции налоговых органов - осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение).
Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учёта, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).
Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учёту, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
Действительно, в соответствии с пунктом 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество.
Однако, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Порядок, указанный в пункте 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением, и Инструкцией, в настоящее время не установлен.
Таким образом, вступление в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учёту, оценке и реализации выморочного имущества, преходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением, и Инструкцией (в части, урегулированной Положением и Инструкцией).
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Свидетельство о праве на наследство выдается налоговому органу в порядке, установленном главой 64 ГК Российской Федерации и главой 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - законодательство о нотариате).
Отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован налоговым органом в соответствии со статьями 33 и 39 законодательства о нотариате.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения и подпунктом "а" пункта 16 Инструкции строения (в том числе жилые дома и части их) передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) органа местного самоуправления, в том числе жилищный фонд.
Таким образом, субъектами права собственности на перешедшее по праву наследования к государству имущество, относящееся к муниципальной собственности, являются муниципальные образования в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, в лице соответствующих органов местного самоуправления.
Изложенное подтверждается пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В соответствии со статьей 131 ГК Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, возникновение этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом в силу статей 124, 125 ГК Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления; последние выступают от имени муниципального образования в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации для приобретения выморочного имущества (статья 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая изложенное, строения (в том числе жилые дома и части их), перешедшие в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления. Государственная регистрация прав на указанное имущество налоговыми органами не осуществляется.
Указанное выше подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года N 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества", пунктом 30 которого предусмотрено, что документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией по завещанию или в силу закона, и документы, содержащие сведения о возникновении права собственности Российской Федерации на такое имущество, представляются соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы с учетом пункта 4 настоящего Положения в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения им указанных документов.
При таких обстоятельствах указанные выше судебные постановления подлежат отмене как принятые на основании неправильного применения норм материального права с принятием по делу нового решения, поскольку юридически значимые для разрешения спора обстоятельства установлены в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум постановил:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2007 года отменить.
Признать отказ нотариуса Санкт-Петербурга К. в совершении нотариального действия незаконным.
Обязать нотариуса Санкт-Петербурга К. на основании обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Санкт-Петербургу выдать свидетельство о праве Российской Федерации на наследство по закону после умершей 2 декабря 1980 года А. на 1/8 долю жилого дома под N 59, литер А, по улице Пионерской в городе Петродворце Санкт-Петербурга.
Председательствующий: |
А.А. Пономарёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2007 г. N 44г-689/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле