Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 10 декабря 2008 г. N 44г-313/08
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе: председателя Епифановой В.Н. и членов президиума Яковлевой Т.П., Богословской И.И., Павлюченко М. А., Пономарёва А. А.,
рассмотрел в судебном заседании от 10 декабря 2008 г. по иску Ф.Б.В. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Комитету по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга об обязании установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости,
на основании надзорной жалобы Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Д.Е.М. от 25 ноября 2008 года о передаче надзорной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции,
заслушав доклад судьи Д.Е.М. и объяснения представителей Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга К.Е.В. и Л.Г.И., полномочия которых подтверждены доверенностью от 03.10.2008 года N 020-094/152, и Ф.Б.В.,
Президиум установил:
Истец обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Комитету по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга об установлении ему с 30.11.2005 года доплаты за стаж к трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга".
В обоснование исковых требований указал, что 18 марта 1990 года был избран депутатом Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов 21-го созыва. Исполнял обязанности депутата
полный срок, до 21 декабря 1993 года, когда Совет был распущен Указом Президента Российской Федерации. В период с 01.12.1991 года по 10.11.1993 года работал в должности освобождённого члена постоянной комиссии по экономической реформе без увольнения с постоянного места работы в ЛПНО "Авангард", а с 10.11.1993 по 21.12.1993 года - с увольнением с основного места работы. Имеет классный чин действительный государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса. Он обратился 30 ноября 2005 года в отдел социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением об установлении доплаты к пенсии за стаж, в чём ему было незаконно отказано 11 февраля 2008 года с указанием на то, что в стаж для назначения доплаты к пенсии включён только период с 10.11.1993 года по 21.12.1993 года, в связи с чем у него отсутствует требующийся по закону стаж. Данный отказ, по его мнению, является незаконным, поскольку по месту основной работы ему был предоставлен отпуск без сохранения содержания с 01.01.1992 года в соответствии Законом РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР", заработная плата в период отпуска ему начислялась по выборной должности.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2008 года исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2008 года решение суда первой инстанции от 16.06.2008 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 02.10.2008 года, Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга просит решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2008 года отменить и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.Б.В,
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07.10.2008 г. истребовано в Санкт-Петербургский городской суд.
Гражданское дело N 2-1817/08 поступило в Санкт-Петербургский городской суд 29.10.2008 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25.11.2008 года надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - президиума Санкт-Петербургского городского суда.
В соответствии с положениями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2005 года N 224-28 "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга N 224-28) к государственным должностям Санкт-Петербурга отнесены должности, предусмотренные Уставом и законами Санкт-Петербурга для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Санкт-Петербурга: Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Уставного суда Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, иных государственных органов Санкт-Петербурга, предусмотренных его Уставом и законами. -
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 11.05.2005 года N 224-28" следует читать "от 30.05.2005 года N 224-28"
Статья 13 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 устанавливает надбавку к пенсии за стаж для лиц, которым присвоен классный чин, замещавших государственные должности Санкт-Петербурга в течение четырёх лет и более.
Анализ положений пунктов 2 и 3 статьи 13 позволяет сделать вывод, что лица, замещавшие государственные должности Санкт-Петербурга, которым присвоен классный чин, имеют право на получение ежемесячной доплаты за стаж к пенсии по старости, выслуге лет, инвалидности, если они замещали государственные должности Санкт-Петербурга в течение четырёх и более лет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона лица, указанные в пункте 9 статьи 5 данного Закона Санкт-Петербурга, имеют право на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), предусмотренных настоящей статьей.
К этим лицам, в частности, относятся депутаты Ленгорсовета 21-го созыва, которым Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга присвоен классный чин - действительный государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса.
Таким образом, пунктом 8 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 депутаты Ленгорсовета 21-го созыва были приравнены в праве на получение доплат к пенсии к лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга, и этим пунктом было закреплено их право на доплату к пенсии за стаж.
Пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 в редакции, действовавшей во время рассмотрения спора, было установлено, что депутаты Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов 21-го созыва, которым присвоен классный чин при условии замещения ими должностей не менее одного года, имеют право на получение ежемесячной доплаты за стаж к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), в размере, предусмотренном пунктом 6 статьи 13 указанного выше Закона Санкт-Петербурга.
К должностям, указанным в части первой пункта 3 статьи 20 данного Закона, относятся должности Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов 21 созыва, замещаемые депутатами на постоянной основе с освобождением от выполнения служебных или производственных обязанностей в соответствии с решением сессии Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов 21 созыва либо его Президиума или Малого Совета, и замещение которых подтверждено соответствующими приказами (распоряжениями) о назначении на должность и освобождении от должности.
Данное положение Закона Санкт-Петербурга N 224-28 имело целью наделение названных лиц правом на получение надбавки за стаж с учётом того обстоятельства, что этот орган просуществовал менее четырёх лет (с апреля 1990 года по 21 декабря 1993 года), и являлось специальной нормой, отличной от общего правила, предусматривающего право на получение надбавки за стаж лицами, замещавшими государственные должности Санкт-Петербурга, в течение четырёх и более лет (п. 4 ст. 13).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец замещал государственные должности Санкт-Петербурга более двух лет, в связи с чем имеет право на доплату к пенсии по старости за стаж, предусмотренную указанным выше законом. При этом суд зачёл период исполнения истцом с 01.12.1991 года по 10.11.1993 года обязанностей освобождённого члена комиссии по экономической реформе без увольнения с основного места работы в стаж работы в государственной должности Санкт-Петербурга, указав, что Ф.Б.С. был освобождён от выполнения трудовых обязанностей в ЛНПО "Авангард" в соответствии с положениями статьи 34 Закона РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР".
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив надзорную жалобу Комитета по труду и социальной защите населения Правительства. Санкт-Петербурга, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, находит состоявшиеся по данному делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Необходимым условием для установления доплаты к пенсии за стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 является наличие стажа замещения должностей в Ленгорсовете на постоянной основе не менее одного года. Общая численность депутатов Ленгорсовета составляла 390 человек, а замещали должности на постоянной основе согласно штатному расписанию 178 человек.
Приказов (распоряжений) о приёме на должность в Ленгорсовете, предусмотренную штатным расписанием, и увольнение с указанной должности до ноября 1993 года истец суду не представил.
Вывод суда о замещении истцом должности в Ленгорсовете на постоянной основе противоречит статье 111 КЗоТ РСФСР, предусматривавшей гарантии рабочим и служащим на период выполнения ими депутатских обязанностей, а также то обстоятельство, что законодательство не предусматривает права на замещение нескольких должностей на постоянной основе. Тем не менее, период работы истца в ЛНПО "Авангард" с 01.12.1991 года по 10.11.1993 года включён в стаж при назначении ему пенсии по старости, против чего истец не возражал.
Судом дано неточное толкование статьи 34 Закона РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР" в её взаимосвязи со статьями 36 и 37 данного Закона.
Так, судом не учтены различия в правовом статусе депутатов, осуществлявших депутатскую деятельность на постоянной основе и не перешедших на постоянную работу в Ленгорсовете. В то время как из распоряжения председателя Ленгорсовета от 27.04.1993 года N 231-к о замещении расписания народных депутатов, работающих в Совете на постоянной основе, по состоянию на 27.04.1993 года и 13.10.1993 года следует, что должности председателя, его заместителя и секретаря комиссии по экономической реформе являлись штатными. При этом должности председателя и секретаря комиссии были вакантными, а должность заместителя председателя указанной комиссии замещал Р.С.А.
Из штатного расписания также следует, что существовали как фонд заработной платы, так и фонд денежного вознаграждения депутатов.
Должности членов комиссии по экономической реформе не входили в штатное расписание, поименованы в списке народных депутатов, получающих денежное вознаграждение. Истец указан в списке депутатов, получающих денежное вознаграждение без замещения штатной должности на постоянной основе.
Кроме того, решение суда невозможно исполнить, поскольку доплата к пенсии исчисляется из должного оклада, которого истец не получал, а исчисление доплаты к пенсии из денежного вознаграждения депутата законом не предусмотрено.
Следует также отметить, что с 1 сентября 2008 года из Закона Санкт-Петербурга N 224-28 исключены пункт 8 статьи 13 и пункт 3 статьи 20 Законом Санкт-Петербурга от 08.07.2008 года N 457-72, принятым в целях приведения системы социальной поддержки отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга в соответствие с принципом социальной справедливости, устранения несоразмерности установленных в Санкт-Петербурге доплат к пенсиям, соблюдения баланса частных интересов граждан и публичных интересов Санкт-Петербурга с учетом возможностей бюджета Санкт-Петербурга и необходимости направления средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование мер социальной поддержки малоимущих жителей Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку судами первой и кассационной инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум постановил:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2008 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ф.Б.В. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Комитету по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга об обязании установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости отказать.
Председатель |
В.Н.Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2008 г. N 44г-313/08
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле