Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 07 ноября 2007 г. N А56-8152/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Жбанова В.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковской Е.В. рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
истец: ООО "Петербургрегионгаз"
ответчики: субъект Российской Федерации Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области", Администрация МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", Комитет по труду и социальной защите населения по Ленинградской области о возмещении вреда в сумме 51492 руб. 97 коп.
при участии
- от истца: представитель Статеева И.Р. по доверенности от 01.01.2007 N 09-002-2007
- от ответчиков:
субъект Российской Федерации Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области - представитель Керелюк Т.Л. по доверенности от 30.03.2007 N 114/07 Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился
- от третьих лиц:
МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" - представитель не явился Администрация МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" представитель Кострикина С.Н. по доверенности от 01.02.2007 N 17-01/105 Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" - представитель не явился. Комитет по труду и социальной защите населения по Ленинградской области представитель Чекстер В.М. по доверенности от 29.12.2006 N 5495
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургрегионгаз" обратилось в настоящий суд с иском к МО "Всеволожский район Ленинградской области", Комитету финансов Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации, МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" об обязании ответчиков солидарно возместить убытки, возникшие в результате невозмещения расходов истца, связанных с предоставлением мер социальноой поддержки гражданам, проживающим на территории МО "Всеволожский район Ленинградской области" при оплате услуг газоснабжения на сумму установленных скидок Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, в течение 2003 и первого квартала 2004 в размере 51 492 руб. 97 коп. я
МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий МО "Всеволожский район Ленинградской области" предоставило отзыв от 23.03.2006 N 127/06 (том 2, л.д. 6-7), которым просило суд отказать истцу в иске к предприятию.
МО "Всеволожский район Ленинградской области" в отзыве от 23.03.2006 N 50/14-09 также просило суд отказать в иске к муниципальному образованию "Всеволожский район Ленинградской области" (том 2, л.д. 8-9). Заявлением от 24.03.2006 без номера МО "Всеволожский . район Ленинградской области" просило, кроме того, произвести процессуальное правопреемство путем его замены на Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" (том 2, л.д. 16-17). Данное заявление удовлетворено судом определением по настоящему делу от 30.10.2006 (том 2, л.д. 25-27).
Заявлением от 23.10.2006 N 09/2886к ООО "Петербургрегионгаз" просило суд заменить ненадлежащих ответчиков - МП "Центр КПСС", МО "Всеволожский paйон Ленинградской области", Комитет финансов Ленинградской области, Министерство финансов Российской Федерации, на надлежащего ответчика - субъект Российской Федерации Ленинградскую область, в лице Комитета финансов Ленинградской области; удовлетворить иск, обязав субъект Российской Федерации - Ленинградскую область, в лице Комитета финансов Ленинградской области, за счет казны Ленинградской области-, возместить истцу убытки, возникшие в результате невозмещения расходов истца, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории МО "Всеволожский район Ленинградской области" при оплате услуг газоснабжения на сумму установленных скидок Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, в течение 2003 и первого квартала 2004 в размере 51492 руб. 97 коп., а также привлечь в качестве третьих лиц в судебный процесс МП "Центр КПСС" и МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" в лице Администрации МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", структурное подразделение Администрации МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" с правами юридического лица - Комитет по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области".
Определением по настоящему делу от 30.10.2006 (том 2, л.д. 25-27) суд удовлетворил данное заявление истца. Одновременно суд обязал лиц, участвующих в деле, произвести сверку расчетов.
В соответствии с п.2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 05.03.2007 дело передано для рассмотрения судье Жбанову В.Б.
Определением от 23.04.2007 суд привлек Комитет по труду и социальной защите населения по Ленинградской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ в качестве соответчика по делу.
Представители Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области", Комитета по социальным вопросам МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей.
Определением от 23.04.2006 суд завершил предварительное судебное заседание, назначил судебное разбирательство.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просит взыскать за счет казны Российской Федерации расходы в сумме 28 582,70 руб.
Представитель субъекта Российской Федерации Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве, пояснил, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению за счет средств субъекта Российской Федерации Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области, поскольку надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации отзыв и мотивированных возражений по иску не представил.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2003 года между ООО"Петербургрегионгаз" (далее - Истец), и МУП "Центр учета и контроля начислений платежей", переименованный с 01.01.2004 в МП "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" и МО "Всеволожский район Ленинградской области" был заключен договор N 121/1-15 (далее - Договор 1, приложение 1 к настоящему заявлению).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "п.8 Постановления Правительства" следует читать "п.8 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства"
Договор предусматривает возмещение расходов Истца, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории МО "Всеволожский район Ленинградской области", скидок при оплате услуг газоснабжения в соответствии с федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 года и п.8 Постановления Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 года "Об утверждении порядка предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий".
Договор, распространял свое действие на отношения Сторон с 01.01.2003 года по 31.03.2004 года.(п.4.1. Договора).
В течение периода действия Договора Истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по Договору - предоставлял скидки при оплате услуг газоснабжения гражданам, имеющим на это право в соответствии с федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 года, в размере 50 процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами, том числе газа, в пределах нормативов потребления этих коммунальных услуг.
МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" обязан был перечислять Истцу денежные средства, поступившие из областного бюджета на предоставление скидок гражданам при оплате услуг газоснабжения в соответствии вышеуказанным федеральным законом (п.2.2.3. Договора).
Однако это обязательство МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" надлежащим образом не выполнил.
Кроме того, 01.01.2003 между Истцом и МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" был заключен договор N 47-12-400001 (далее - Договор 2- приложение 2).
В соответствии с п. 1.1. Договора 2 Истец поручает, а МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" берет на себя обязательство от имени и за счет Истца выполнять работу по начислению, выпуску платежных документов, сбору и обработке платежей за услуги газоснабжения, предоставляемые Истцом населению, проживающему на территории МО "Всеволожский район Ленинградской области", вне зависимости от вида жилого фонда.
В соответствии с п.2.1.2.Договора 2 МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" обязан производить начисление льгот, мер социальной поддержки и субсидий гражданам, при наличии соответствующих документов на услуги газоснабжения, предоставляемые Истцом, а также, в срок до 11 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Истцу отчет о предоставленных населению льготах, мерах социальной поддержки и субсидиях (Отчеты за спорный период - приложение 3). Кроме того, МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" обязан осуществить сверку списков граждан-льготников с органами социальной защиты населения МО "Всеволожский район Ленинградской области"
Из отчетов МУП "Центр учета и контроля начислений платежей" видно, что с 01.01.2003 по 31.03.2004 в соответствии с федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 года. Истец предоставил гражданам, проживающим на территории МО "Всеволожский район Ленинградской области", и, подпадающим под действие данного закона, скидку при оплате услуг газоснабжения в следующей сумме 230 399, 44 рублей, из которых возмещено 178 906, 47 рублей, (см. акты сверки расчетов Сторон по Договору 1 - приложение 4).
В представленных ЗАО "Петербургрегионгаз" списках - реестрах граждан имеются сведения о фамилиях, именах и отчествах льготников (полностью), адресах их регистрации, номере удостоверения, на основании которого предоставлена льгота, периоде времени, за который предоставлена льгота.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со ст. 16, 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы установлены соответствующие льготы по оплате жилой площади коммунальных также стоимости топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления. Порядок предоставления указанных льгот, а также порядок выплаты денежных компенсаций и их перерасчета устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 и Правилам предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
В силу ст. 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", вступившей в силу 08.05.2003, возмещение указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.
Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов, связанных с предоставлением льгот на основании вышеуказанных законов, возможно лишь в случае наличия доказательств, подтверждающих факт перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования названных расходов в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот. При таких обстоятельствах суд полагает, что в настоящем деле возмещение убытков ООО "Петербургрегионгаз", связанных с предоставлением льгот установленных федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991 года должно быть отнесено на счет казны Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации - Ленинградская области# полностью перечислила истцу денежные средства в возмещение недополученных им доходов в переделах# выделенных бюджетных ассигнований, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на него ответственности перед истцом по настоящему иску.
Учитывая изложенное, в связи с недостаточностью финансирования средств для компенсации спорных расходов, требование истца подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Из представленного расчета долга следует, что за период 2003 года и январь-март 2004 года сумма начисленных и подтвержденных льгот (с НДС) составила 217 591, 24 руб., профинансировано 183 297, 56 руб., подтвержденный долг по льготам (с НДС) - 34 293, 68 руб., сумма долга без НДС - 28 582,70 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1. Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Петербургрегионгаз" убытки в размере 28 582 руб.70 коп., возникших от не возмещения представленных льгот населению в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
2. В иске к субъекту Российской Федерации - Ленинградской области отказать.
3. Выдать ООО "Петербургрегионгаз" справку на возврат госпошлины в размере 1 143 руб.31 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Жбанов В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 ноября 2007 г. N А56-8152/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника