Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17 августа 2007 г. N А56-19821/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Александровой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочуровой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: открытое акционерное общество "Водотеплоснаб",
заинтересованное лицо: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области во Всеволожском районе,
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 10.07.2007 N 205,
при участии
от заявителя - Романовой Ю.Г. (доверенность от 18.05.2007N 1713);
от заинтересованного лица - Алентьевой О.С. (доверенность от 12.02.2007 N 33), Соколовой М.П. (доверенность от 02.08.2007 N 51);
установил:
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (далее - ОАО "Водотеплоснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области во Всеволожском районе (далее - Роспотребнадзор) от 10.07.2007 N 205 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Представитель Роспотребнадзора возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.07.2007 N 491 Роспотребнадзором проведена внеплановая проверка выполнения обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении водоснабжения дома N 16, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Лесколово, ул. Красноборская. В ходе проверки установлено, что пробы горячей воды, отобранные в котельной N 22 пос. Лесколово. на вводе в здание и в квартире N 21 дома N 16 по указанному выше адресу, не соответствуют требованиям санитарно - эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), по показателям "мутность", "цветность", "общее железо". По результатам проверки составлен акт от 05.07.2007 N 491.
Должностным лицом Роспотребнадзора 10.07.2007 в присутствии представителя общества, Действовавшего на основании доверенности от 09.07.2007N 2648, составлен протокол об административном правонарушении N 204. По ходатайству представителя общества дело об административном правонарушении рассмотрено в тот же день.
Постановлением Роспотребнадзора от 10.07.2007 N 205 общество привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В статье 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица. осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям названных санитарных правил. В пунктах 3.4.3 и 3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрены нормативы (предельно допустимые концентрации) содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды и ее безвредность, в том числе, установлено, что по показателю "цветность" норматив составляет 20 градусов, по показателю "мутность" - 2.6 мг/л, по показателю "железо, суммарно" - 0,3 мг/л.
Из акта проверки от 05.07.2007, протокола об административном правонарушении от 10.07.2007 и протоколов лабораторных исследований от 02.07.2007 следует и обществом не оспаривается, что показатели горячей воды в котельной N 22. на вводе в здание дома .V> 16 и в квартире N 21, расположенной в указанном доме, превышают приведенные нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, действия общества, связанные с подачей воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде и питьевому снабжению, правомерно квалифицированы по статье 6.5 КоАП РФ. Событие названного административного правонарушения и факт его совершения обществом подтверждены материалами дела.
Доводы общества о том, что горячая вода, используемая для бытовых нужд населения, не используется как питьевая вода, не влияют на квалификацию данного правонарушения.
Согласно пункту 1.4. Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных Заместителем Министра здравоохранения СССР. Главным государственным санитарным врачом СССР 15.11.1988 N 4723-88, горячая вода, поступающая к потребителю, независимо от применяемой системы и способа обработки, должна отвечать требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая". В настоящее время требования к питьевой воде установлены в СанПиН 2.1.4.1074-01.
С учетом изложенного приведенные заявителем доводы не исключают привлечения к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении обществом централизованного горячего водоснабжения.
Не противоречат данному выводу и положения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167), на которые ссылается заявитель. Более того, из пункта 72 названных Правил следует, что для централизованного горячего водоснабжения используется питьевая вода.
Доказательств невозможности соблюдения установленных санитарно-эпидемиологических требований либо документов, свидетельствующих о принимаемых обществом мерах по их соблюдению, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах вина общества заключается в том, что имея возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству водоснабжения, заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование заявленных требований общество также ссылается на нарушение Роспотребнадзоров порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, и Положению об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.5 КоАП РФ. рассматривают органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление вынесено Роспотребнадзором в соответствии с приведенными положениями нормативных актов и в пределах предоставленных полномочий.
Отбор проб горячей воды произведен 29.06.2007 на основании поступившего в Роспотребнадзор обращения Гер О. в связи с неудовлетворительном качеством горячего водоснабжения и в соответствии с распоряжением Роспотребнадзора от 13.06.2007 N 417.
В связи с этим то обстоятельство, что отбор проб осуществлен до начала проведения проверки на основании распоряжения от 05.07.2007 N 491, само по себе не свидетельствует о его незаконности.
Несоблюдение Роспотребнадзором срока составления протокола об административном правонарушении, установленного в статье 28.5 КоАП РФ, не является достаточным основанием для признания незаконным вынесенного на его основании постановления по делу об административном правонарушении, поскольку данным протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области во Всеволожском районе от 10.07.2007 N 205 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья |
Александрова Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 августа 2007 г. N А56-19821/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника