Решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 октября 2007 г. N А56-35230/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Фуркало О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинкаревой Ю.В.
истец: ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"
ответчики: Комитет финансов Правительства Ленинградской области, Министерство
финансов РФ в лице УФК по Ленинградской области
третье лицо: Администрация МО "Киришский район"
о взыскании 50 207,00 руб.
при участии
от истца - Шуваловой Н.Ю. по доверенности N 11 от 29.12.2006 г.,
от ответчиков - 1. Новиковой Т.А. по доверенности N 17-01/108 от 01.02.2007 г.,
2. Гальцовой Н.С. по доверенности N 085911 от 05.09.2007 г., от третьего лица - не явился (ходатайство о рассмотрения дела в его отсутствие)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" обратилось в суд с иском к Комитету финансов Ленинградской области о взыскании 50 207 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг.
До принятия судом решения истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать за счет казны Российской Федерации 38 621, 34 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Киришский раойн".
Определением от 10.11.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство Финансов Российской Федерации (далее Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее УФК по ЛО).
Истцом в судебном заседании от 31.05.2007 заявлено ходатайство о привлечении в качестве ответчиков Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ленинградской области и Ленинградскую область в лице Комитета финансов Правительства Ленинградской области. Судом ходатайство удовлетворено, о чем вынесено определение от 31.05.2007.
Ответчик представитель Ленинградской области в лице Комитета Финансов Ленинградской области иск не признал, представил суду отзыв на иск (т. 2, л.д. 38-39), пояснив в судебном заседании, что денежные средства Ленинградсй области для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот не выделялись, льготы установленные законодательством Российской Федерации были предоставлены исключительно за счет собственных доходов Ленинградской области, при этом средства, заложенные в областном бюджете полностью исполнены. Поэтому требования истца должны быть удовлетворены за счет казны Российской Федерации.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Ленинградской области иск не признал, представив суду отзыв на иск (т. 2, л.д. 40-42), в судебном заседании пояснив, что истец должен представить доказательства причинения убытков вследствие действий должностных лиц при формировании бюджета на 2003 год по планированию и учету расходов, связанных с реализацией на основании ФЗ "О ветеранах". Истцом не доказано действиями какого государственного органа ему причинен вред, не доказано ни факта причинения убытков ответчиком, ни противоправность, ни наличие причинно-следственной связи.
Представитель третьего лица Администрации Киришского муниципального района исковые требования поддержал и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2, л.д. 80).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением от 16.02.2006 в пользу истца взыскано 8 631 руб. убытков за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России и 39 511 руб. 34 коп. убытков за счет казны Ленинградской области в лице Комитета.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2006 решение суда изменено. В пользу общества взыскано 8 519 руб. 27 коп. убытков за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России и 38 621 руб. 77 коп. убытков за счет казны Ленинградской области в лице Комитета финансов. В остальной части отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2006 решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2006 по делу N А56-35230/2005 в части взыскания за счет казны Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области в пользу ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" 38 621 руб. 77 коп. в возмещение убытков отменено.
Отменяя решение суда и постановление апелляционной инстанции суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду надлежит проверить, выделялись ли Российской Федерацией в 2003 году Ленинградской области достаточные денежные средства на компенсацию льгот, предусмотренных Федеральным Законом "О ветеранах", а также надлежащее расходование указанных средств субъектом Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании истец ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" в 2003 году предоставлял льготы по оплате предоставляемых жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с федеральным законом "О ветеранах".
Количество граждан, имеющих право на возмещение льгот по жилищно-коммунальным услугам по ФЗ "О ветеранах" сверялось с Управлением социальной защиты населения Администрация МО "Киришский район", которым предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальным услугам и фактические затраты ежеквартально сообщались в Комитет ЖКХ Администрации МО "Киришский район".
Истец получил частичную компенсацию своих расходов за 2003 год, однако размер этой компенсации не покрыл всю сумму убытков, что послужило основанием для обращением с настоящим иском в суд.
Требования по льготным категориям граждан (ветераны) составили 38 621 руб. 34 коп.
Факт предоставления истцом названных льгот и их размер документально подтверждены и ответчиком Комитетом Финансов Ленинградской области не оспаривается, что также подтверждается актом сверки. Ответчик Минфин России в лице УФК по ЛО на сверку расчетов не являлся, в связи с чем судом не могут быть приняты их возражения относительно того, что им не был представлен список льготников, поскольку списки и размер льгот проверялись представителями Комитета Финансов Ленинградской области при проведении сверки расчетов (т. 2, л.д. 22). Кроме того, судом повторно назначалась сверка расчетов на 11.05.2007, однако представитель Минфина РФ в судебном заседании пояснил, что не будет принимать участие в сверке расчетов, поскольку размер задолженности ими ранее сверен, список лиц, имеющих право на получение льгот проверен (т. 2, л.д. 51-52).
Согласно ст. 10 Федерального Закона N 5-ФЗ от 25.01.1995 "О ветеранах", порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправление, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суду для выяснения вопроса о выделении в 2003 году Ленинградской области из федерального бюджета денежных средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и достаточно ли их было для погашения расходов, понесенных обществом в связи с предоставлением гражданам льгот ответчиком Комитетом Финансов Ленинградской области предоставлен областной закон Ленинградской области от 27.10.2004 N 80-оз "Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2003 год, с приложением N 1 (т. 2, л.д. 23-34), из которого следует, что денежные средства Ленинградской области для осуществления обязанности во возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот не выделялись, льготы установленные законодательством Российской Федерации были предоставлены исключительно за счет собственных доходов Ленинградской области, при этом средства заложенные в областном бюджете полностью исполнены. Ответчиком Минфином России в лице УФК по ЛО не представлено доказательств того, что из федерального бюджета выделялись денежные средства для реализации Федерального закона "О ветеранах" и их было достаточно для погашения расходов, понесенных истцом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца законные, обоснованные и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 10 Федерального Закона N 5-ФЗ от 25.01.1995 "О ветеранах", Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" 38 621 руб. 34 коп.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" государственную пошлину в размере 2006 руб. 21 коп. из федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Фуркало О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2007 г. N А56-35230/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника