Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 21 декабря 2007 г. N А56-43752/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Э.В.Деминой.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ЗАО "Фасадремстрой"
ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии
- от заявителя: представитель Ильина Е.В., доверенность от 19.11.2007, представитель Соловьева Л.И., доверенность от 14.12.2007.
- от ответчика: представитель Голосов В.Ю., доверенность от 18.06.2007 N 03-40/26.
установил:
ЗАО "Фасадремстрой" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, ответчик) N 292 от 25.09.2007 в части уплаты недоимки по НДС в сумме 773 365 рублей и штрафа в сумме 154 619 рублей . Обязать Инспекцию возвратить на расчётный счёт Общества 154 619 руб. необоснованно удержанного штрафа и 773 365 рублей недоимки по НДС, всего 927 984 рубля.
Уточнения судом приняты.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. Ответчик в своем отзыве и его представитель в судебном заседании против требований возражал, считая их необоснованными.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2007 года. По результатам проверки принято решение N 292 от 25.09.2007 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 154 619 руб. Обществу также доначислен НДС в сумме 773 365 руб. (т.1, л.д. 11-12).
По мнению Инспекции, Общество необоснованно использовало льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и исключило из базы, облагаемой НДС в мае 2007 года, стоимость реставрационных работ, выполненных им на объекте, статус которого в качестве памятника истории и культуры не подтвержден.
На основании принятого решения инспекцией в адрес общества было направлено требование N 1147 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.11.2007.
В виду того, что обществом требование в установленный срок добровольно исполнено не было, инспекцией были выставлены инкассовые поручения N 46514, 46515 от 02.11.2007 на основании которых с расчетного счета налогоплательщика были списаны НДС в размере 773 365 руб. и штрафные санкции в сумме 154 619 руб.
Общество, не согласившись с принятым инспекцией решением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Следовательно, законодательством о налогах и сборах могут быть установлены специальный порядок применения налоговых льгот, а также перечень документов, подлежащих представлению для их подтверждения.
В пункте 6 статьи 149 НК РФ указано, что перечисленные в этой статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не установлен перечень документов. Следовательно, в обоснование льготы Общество должно представить документы, подтверждающие характер выполненных им работ и статус объектов, на которых они выполнены.
Поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены специальные определения понятий "памятники истории и культуры, охраняемые государством" и "реставрация", в силу статьи 11 НК РФ необходимо использовать понятия, применяемые в иных отраслях права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях этого закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В статье 15 Федерального закона N 73-ФЗ указано, что в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. На объект культурного наследия, включенный в реестр, его собственнику выдается паспорт, куда вносятся сведения об объекте (пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 этой статьи, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Указанные лицензии выдаются в установленном федеральным законом порядке.
Таким образом, приведенными нормами законодательства установлены обязательные условия для проведения ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников: наличие лицензии на проведение работ по реставрации памятников истории и культуры и письменного разрешения на выполнение работ на объектах культурного наследия уполномоченным органом.
У Общества имеется необходимая лицензия (N РПК 1599 от 02.04.2007, л.д. 47-48), и Инспекция не отрицает наличие у него права на выполнение ремонтно-реставрационных работ дворового фасада "Дома А.В. Пеля с аптекой" по адресу: Санкт-Петербург. В.О., 7-я линия, д. 16/18 и фасада дома "П.М.Станового" по адресу :г. Санкт-Петербург, Мытницкая ул. д.5/2.
Обществом также представлены в Инспекцию и суд государственный контракт N 32-к/07 от 30.03.2007, календарный план выполнения работ по реставрации дворового фасада "Дома А.В. Пеля с аптекой", задание на разработку документации на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия N 2-4869-1 от 14.07.2006, разрешение на право выполнения реставрационных работ на выявленном объекте культурного наследия N 5-79/07 от 20.04.2007, справку КГИОП о регистрации здания по адресу: Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.16/18 в "Списке выявленных объектов культурного наследия" N 1/927-с от 26.04.2007, сметный расчет, справку о стоимости выполненных работ от 25.05.2007 на сумму 1 196 247 руб., акт приемки выполненных работ от 17.04.2007, счет-фактуру N 35 от 25.05.2007, государственный контракт N 185/07 от 04.05.2007 года, календарный план выполнения производства работ от 04.05.2007, разрешение N 5-134/07 от 28.05.2007г на право выполнения работ на выявленном объекте культурного наследия, смета на реставрационный ремонт дворового фасада Дома П.М. Станового, задание на разработку документации на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, справка КГИОП N 1/1115-С от 15 мая 2007г. о регистрации здания по адресу: Мытнинская ул., 5/2 в "Списке выявленных объектов культурного наследия", акт приемки выполненных работ от 21 мая 2007 года на сумму 3 100 230 руб., справка о стоимости выполненных работ от 21.05.07г. на сумму 3 100 230 руб., счет-фактура N 33 от 21.05.2007 года на сумму 3 100 230 руб.
Статьей 64 Федерального закона N 73-ФЗ объекты, являющиеся на день вступления в силу этого Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона об охране памятников, отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 73-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До настоящего момента такой порядок не установлен, однако статус спорного объекта, на котором Обществом проведены реставрационные работы, как вновь выявленных памятников истории и культуры подтверждается справкой КГИОП о регистрации здания по адресу: Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.16/18 и здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Мытницкая ул. д.5/2 в "Списке выявленных объектов культурного наследия" N 1/927-с от 26.04.2007.
В силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ до включения (отказа во включении) этих объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия они подлежат охране как памятники истории и культуры.
При таких обстоятельствах, учитывая представление налогоплательщиком полного комплекта документов, суд считает, что у налогового не имелось законных оснований для привлечения общества к налоговой ответственности и доначисления НДС.
Инспекцией на основании оспариваемого решения списаны инкассовыми поручениями N 46514, N 46515 от 02.11.2007 суммы НДС в размере 773 365 руб. и штраф в размере 154 619 руб.
Так как оспариваемое Решение суд считает не соответствующим положениям НК РФ списание вышеуказанных денежных средств следует признать незаконным, таким образом списанные средства являются излишне взысканными.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу N 292 от 25.09.2007 о привлечении ЗАО "Фасадремстрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2 Обязать Межрайонную ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Фасадремстрой" путем принятия решения о возврате излишне взысканного налога на добавленную стоимость в размере 773 365 руб. и штрафных санкций в сумме 154 619 руб. в порядке, установленном статьей 79 НК РФ.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу в пользу ЗАО "Фасадремстрой" расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 779 руб. 84 коп., уплаченную платежными поручениями N 1227 от 18.10.2007, N 1360 от 09.11.2007.
4. Выдать ЗАО "Фасадремстрой" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 1282 от 29.10.2007.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Соколова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2007 г. N А56-43752/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника