Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17 октября 2007 г. N А56-18276/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 марта 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Ресовская Т.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "Скания-Питер",
ответчик: Санкт-Петербургская таможня
об оспаривании постановления
при участии
- от заявителя: Смирнова Е.В., Дмитрина Т.В.,
- от ответчика: Кривун Т.В., Морозова А.О.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скания-Питер" (далее Общество) просит признать незаконным и отменить Постановление Санкт-Петербургской таможни N 10210000-188/2007 от 13.06.2007 г.
Общество полагает, что оспариваемое Постановление не соответствует Действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Общество ссылается на то, что Таможней нарушены сроки проведения административного Расследования, Общество не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы, экспертное заключение не соответствует действующему законодательству и не может быть принято в качестве обоснования рыночной стоимости товаров.
Кроме того, Общество ссылается на то, что оно принимало все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил таможенного законодательства, в том числе, путем обращения в таможенный орган за продлением срока таможенного режима.
Таможня полагает, что оснований для удовлетворения требований Общества не имеется. таможня полагает, что материалами административного дела доказаны факт правонарушения и вина Общества, срок административного расследования не нарушен, Общество было ознакомлено с определениями о назначении экспертизы, рыночная стоимость товаров была определена в соответствии с ч. 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании заключения эксперта, Общество не прняло всех возможных мер по соблюдению законодательства, идентификация ввезенного и вывезенного товара не могла быть произведена ввиду непредставления Обществом отчетных (учетных) документов.
Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил. ООО "Скания-Питер" было получено Разрешение на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г., со сроком переработки 8 месяцев. Согласно п.4 Разрешения продуктами переработки является "Городской автобус марки SCANIA OMNI LINK CL94UB4X2" в количестве 42 шт. стоимостью 228027330,60 руб. Срок переработки в соответствии с Разрешением составляет 8 месяцев (п.11 Разрешения), дата окончания - 17.10.2006.
В период действия и на основании Разрешения Обществом по ГТД N 10210010/150206/0002481 были ввезены товары в режиме "переработка на таможенной территории".
Товары поступили в соответствии с договором подряда от 16.01.06 N 1955 по CMR б/н от 12.01.06, инвойсу N 455236 от 04.01.06. Отправителем товаров является фирма "Скания Омни Актиеболаг" (Швеция), получателем и декларантом - ООО "Скания-Питер".
В соответствии со ст. 177, ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, на основании Разрешения N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г. должен был быть завершен в срок до 17.10.2006 года (по истечении 8 месяцев с момента помещения под таможенный режим "переработки" первой партии товаров, ввезенных Обществом по Разрешению N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г.).
На момент окончания действия Разрешения Обществом с использованием ввезенных комплектующих изготовлено 10 автобусов. Указанные автобусы оформлены в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10210100/260206/0003317 и вывезены с территории РФ в таможенном режиме вывоз продуктов переработки.
В ходе проведения таможенной ревизии таможней установлено, что при производстве 10 автобусов из ввезенных в соответствии с Разрешением товаров осталась часть комплектующих, не использованных в производстве. Комплектующие были ввезены для производства 42 автобусов, а фактически изготовлены и вывезены 10 автобусов. Частью 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
19.03.2007 Таможней по факту невывоза продуктов переработки товаров, ввезенных по ГТД N 10210010/150206/0002481, было вынесено Определение N 10210000-188/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного Расследования.
По окончании расследования 18.05.2007 Таможней в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, а 13.06.2007 было принято постановление N 10210000-188/2007, которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен не позднее дня истечения срока переработки (ст. 177) вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Обществом товары, ввезенные для переработки на основании Разрешения N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 г., в том числе по ГТД N 10210010/150206/0002481, как и продукты их переработки, вывезены с таможенной территории Российской Федерации или моиещены под иные таможенные режимы в срок до 17.10.2006 г. не были, что подтверждено Актом общей таможенной ревизии N 10210000/310107/00001 от 31.01.2007 г., материалами административного дела.
Таким образом, в действиях Общества имело место событие административного правонарушения ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Ссылка Общества на то, что им были приняты все меры для соблюдения установленных норм и правил, не могут быть приняты, поскольку Общество обратилось в таможенные органы за продлением срока переработки и изменением таможенного режима только 28.09.2006 года (письмо N 135) и без обосновывающих это обращение документов. Необоснованны и ссылки Общества на нарушение срока проведения расследования и неознакомление с определением о назначении экспертизы. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 19.03.07, а протокол об административном правонарушении составлен 18.05.07; срок проведения административного расследования был продлен до 20.05.07. С определением о назначении товароведческой экспертизы представитель Общества был ознакомлен.
Однако суд считает, что административным органом не были соблюдены требования статьи 28.7 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст. 16.19 КоАП РФ, было выявлено таможенным органом во время проведения общей таможенной ревизии ООО "Скания-Питер", которая закончилась 31.01.2007, а определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Санкт-Петербургской таможней 19.03.2007, несмотря на то, что материалы, свидетельствующие об административном правонарушении, поступили в ОАР Санкт-Петербургской таможни из отдела таможенной инспекции 05.02.2007.
Возбуждение дела об административном правонарушении более чем через месяц после получения сведений об административном правонарушении, совершенном Обществом, необоснованно и не соответствует требованиям законодательства.
Поскольку ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения с их конфискацией или без таковой, Таможней в ходе административного расследования должна быть определена стоимость товаров, являющихся предметом административного правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии на товары государственных регулируемых цен стоимость товаров определяется исходя из' рыночных цен, а в случае необходимости на основании заключения эксперта.
Определением от 24.04.2007 года Таможней было назначено проведение Товароведческой экспертизы, и ее производство поручено Торгово-Промышленной палате Санкт-Петербурга.
По результатам проведенной экспертизы Торгово-Промышленной палатой Санкт-Петербурга было представлено экспертное заключение N 17-0594 от 25.05.2007 г. Из определения от 24.04.2007 года и экспертного заключения N 17-0594 от 25.05.2007 г. следует, что перед экспертом был поставлен вопрос об определении свободной рыночной стоимости товара на внутреннем рынке Санкт-Петербурга по состоянию на 18.10.2006 г.
Согласно экспертному заключению экспертом не производился осмотр товаров, изучение контрактов Общества, бухгалтерских и учетных документов, платежных документов, позволяющих определить как затраты на приобретение товаров, так и доходы от их реализации.
Из экспертного заключения следует, что определение рыночной цены экспертом производилось на основании документов, представленных Таможней (п. 14 и п. 15 заключения): ГТД на 1 листе, инвойсы, CMR, в заключении имеется ссылка на интернет -сайты, однако не приведено никакой конкретной информации, размещенной на этих сайтах, расчет производился по затратному методу, при этом в качестве базовой стоимости принималась стоимость закупки товара.
Из расчета следует, что от стоимости товара, увеличенной на сумму НДС и сумму таможенной пошлины, была рассчитана сумма затрат на транспортировку, тогда как эти затраты по условиям CIP СПб оплачиваются продавцом, а не покупателем. При расчете стоимости была использована в качестве базовой не цена по контракту купли-продажи, поскольку такой контракт экспертом не исследовался, а стоимость закупки, которая была взята экспертом из представленных платежных документов, тогда как единственными из документов, представленных эксперту (п. 14 заключения) и имеющих отношение к оплате товара, являлись инвойсы.
Таким образом, из заключения эксперта N 17-0594 от 25.05.2007 г. следует, что стоимость товара была неверно определена экспертом, так как им использовались документально неподтвержденные данные.
Поскольку размер штрафа для юридических лиц по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется исходя из стоимости товаров, а в ходе административного производства эта стоимость не была определена надлежащим образом, постановление N 10210000-188/2007 от 13.06.2007 года не соответствует нормам ст. 3.5, ст. 27.11, ч. 3 ст. 16.19, ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, как следует из представленных материалов, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков завершения режима переработки товаров, ввезенных по каждой из ГТД отдельно.
Вместе с тем, таможенный режим - совокупность требований и условий, устанавливаемых в отношении товаров и определяющих их статус в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу Российской Федерации и использование их на территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Обязанность лица поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать его условия возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо вывозе с таможенной территории Российской Федерации. Помещение товаров под конкретный таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа. Особенностями таможенного режима переработки на таможенной территории является получение в специальном порядке разрешения на переработку товаров на таможенной территории (ст. 180 Таможенного кодекса Российской Федерации), которое должно содержать ведения о ввозимом товаре и продуктах его переработки и др. сведения (ст. 179 Таможенного кодекса Российской Федерации). При отсутствии такого разрешения товары не могут быть помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории (ч. 1 ст. 174 ТК РФ).
При этом, как следует из ч. 4 ст. 174, ч. 2 ст. 185 Кодекса, в период действия Разрешения на переработку товара для переработки могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации, а продукты их переработки могут вывозится с таможенной территории Российской Федерации разными партиями. Вывоз товаров, ввезенных на основании конкретного разрешения на переработку, и продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации, либо помещение их под иной таможенный режим должны быть осуществлены в срок, указанный в этом разрешении (ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации), что является завершением режима переработки на таможенной территории Российской Федерации в отношении этих товаров.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Приказом ФТС России N 266 от 04.03.2004" следует читать "Приказом ГТК России N 266 от 04.03.2004"
В соответствии с ч. 2 ст. 185, ст. 183, ст. 184 Таможенного кодекса Российской федерации, Приказом ФТС России N 266 от 04.03.2004, в целях выверки количества изготовленной продукции, отходов и остатков заявитель режима должен предоставлять в таможенный орган периодические отчеты, окончательный отчет должен быть представлен не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки. Таким образом, незавершением в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении (ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ), в отношении режима переработки на таможенной территории, является невывоз всех товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории на основании конкретного разрешения и продуктов их переработки или'непомещение их под иной таможенный режим в срок, указанный в этом разрешении.
При таких обстоятельствах Таможней неправильно определена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, как незавершение режима переработки товаров, ввезенных по одной ГТД, без учета ввезенных на основании этого же разрешения (в период его действия) товаров для переработки по другим ГТД.
Таким образом, оспариваемое Постановление не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене, а заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 13.06.2007 N 10210000-188/2007 о привлечении ООО "Скания-Питер" к административной ответственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья |
Ресовская Т.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 октября 2007 г. N А56-18276/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника