Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 ноября 2007 г. N А56-18982/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2007 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Савинова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой М.А. (закончила ведение протокола помощник судьи Борисова И.С),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Трансгрузсервис"
о признании незаконным решения
ответчик: администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Кулеба А.П. (доверенность от 02.04.2007 N 7)
- от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области: Крупенькина В.В. (доверенность от 29.12.2006 N 41/01-22)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" (далее - ООО "Трансгрузсервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения от 07.03.2007 N 11 межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное постановлением главы администрации от 14.03.2007 N 2508, об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 47:07:09-15-001:0006, площадью 31 744 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, промышленная зона "Кирпичный завод", квартал N 3, а также об обязании Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) в двухнедельный срок подготовить проект договора купли-продажи с заявителем указанного земельного участка и направить его ООО "Трансгрузсервис" с предложением о заключении соответствующего договора.
В судебном заседании представитель ООО "Трансгрузсервис" поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве. Также представитель Администрации просил приобщить к материалам дела постановление Администрации от 14.02.2007 N 2508 и протокол межведомственной комиссии от 07.03.2007 N11.
В процессе судебного рассмотрения с согласия сторон произведена замена секретаря судебного заседания Лебедевой М.А. на помощника судьи Борисову И.С.
Как усматривается из материалов дела. 06.02.2007 ООО "Трансгрузсервис" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату по 10-кратной ставке земельного налога земельного участка с кадастровым номером 47: 07:09-15-001:0006. площадью 31 744 кв. м. расположенного по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск. промышленная зона "Кирпичный завод", квартал N 3, на котором расположены принадлежащие истцу на праве собственности здания и сооружения.
Решением межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 07.03.2007 N11, утвержденным постановлением главы Администрации от 14.03.2007 N 2508. в предоставлении в собственность ООО "Трансгрузсервис" названного земельного участка отказано.
Считая указанное решение не соответствующим положениям действующего законодательства, ООО "Трансгрузсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию (приобретение в собственность) земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Причем договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, а отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В доказательство правомерности вынесенного решения Администрация указала на то, что заявителю постановлением от 29.10.2002 N 2907 предоставлен спорный земельный участок на праве аренды сроком на десять лет. Кроме того, Администрация указывает на то, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность истца вызван необходимостью проверки исполнения заявителем своих обязанностей по оплате используемого земельного участка.
Между тем в материалах дела отсутствуют документы, и Администрацией, на которой лежит в соответствии с частью пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, не представлено доказательств наличия договора аренды спорного земельного участка.
Нормами Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона о приватизации следует, что в отношении земель, не изъятых из оборота, не ограниченных в обороте и не зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, право выбора режима землепользования принадлежит собственнику здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке. Право выбора режима использования земельных участков, ограниченных в обороте и зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, принадлежит собственнику соответствующей земли.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, е является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, право распоряжения спорным земельным участком, на котором расположены принадлежащие истцу на праве собственности здания и сооружения, предоставлено Администрации.
Данный земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.
Земельный участок соответствует требованиям статьи 6 и пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации и может являться объектом купли-продажи.
ООО "Трансгрузсервис" является собственником расположенного на спорном земельном участке здания складского помещения, условный номер объекта 47-00-1/1998-6079-1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 15.05.2001 серии ЛО 005 N 160153.
Таким образом, у Администрации нет законных причин для отказа в предоставлении в собственность ООО "Трансгрузсервис" спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО "Трансгрузсервис" подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по государственной пошлине относятся на Администрацию.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга
решил:
Признать незаконным решение от 07.03.2007 N 11 межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное постановлением главы администрации от 14.03.2007 N 2508, об отказе в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" земельного участка с кадастровым номером 47:07:09-15-001:0006, площадью 31 744 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, промышленная зона "Кирпичный завод", квартал N 3.
Обязать администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области подготовить проект договора купли-продажи с обществом с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" земельного участка с кадастровым номером 47:07:09-15-001:0006, площадью 31 744 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, промышленная зона "Кирпичный завод", квартал N 3. и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" с предложением о заключении указанного договора.
Взыскать с администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трансгрузсервис" 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
Савинова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 ноября 2007 г. N А56-18982/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника