Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2008 г. данное решение частично отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 5 декабря 2007 г. N А56-24116/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Боровлевым Д.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "ЛИСТ СПб"
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России
третье лицо: Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу
об оспаривании административного постановления от 15.11.2006 N 3/10 и о возврате уплаченной суммы административного штрафа
при участии
- от заявителя: Рычкова Т.М., доверенность от 18.07.2007
- от заинтересованных лиц: Васильев Г.Б., доверенность от 21.08.2007 N 1/07, Савельев С.В., доверенность от 07.11.2007 N 240/9/30/79
- от третьего лица: Жданова А.А. доверенность от 15.01.2007
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 15.11.2006 по делу об административном правонарушении N 3/10 по части 1 статьи 14.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Определением от 03.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - Федеральная служба, ФСТЭК) и Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу. Определением от 28.11.2007 с согласия Заявителя Федеральная служба привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика, рассмотрение дела начато с самого начала, присутствующие в судебном заседании лица, участвующие в деле не возражали против рассмотрения дела в данном судебном заседании. Суд определил рассмотреть дело в судебном заседании по имеющимся в деле документам.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал заявленные требования, полагая, что Общество необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку по тому же факту Общество было привлечено к административной ответственности Санкт-Петербургской таможней постановлением от 26.12.2006 N 10211000-917/2006 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Таким образом, Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно правонарушение.
Представитель Управления возражал против удовлетворения требований заявителя, по мотивам, изложенным в отзыве, полагая, что Общество совершило два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.20 и частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Представитель Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу просил в удовлетворении требований отказать, отзыв не представил.
Представитель Управления ходатайствовал об истребовании у Заявителя документов, подтверждающих поставку, движение и реализацию прутка алюминиевого. Представитель Заявителя возражал, поскольку реализация товара Обществом не оспаривается, то данный факт в доказывании не нуждается. Представитель Управления не настаивал на удовлетворении ходатайства, которое отклонено судом.
На основании исследованных материалов дела и доводов, приведенными сторонами в судебном заседании суд установил следующие обстоятельства.
В целях реализации контракта от 12.07.2006 N 171 с АО НИИ "REF-ACVAAPARAT" 09.10.2006 Обществом в Санкт-Петербургскую таможннная была подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10210080/091006/0023941 для таможенного оформления вывозимых Обществом на экспорт товаров, один из которых представлял собой "пруток алюминиевый Д16т ф80".
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона Российской Федерации от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", перечни контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2003 N 36 утвержден Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
Из представленного в материалы дела заключения Центра проектов развития промышленности от Об. 10.2006 N 001/06/746-02 следует, что товар, представляющий собой пруток алюминиевый Д16т ф 80, вывозимый Обществом на экспорт, является контролируемым товаром согласно позиции 2.3.1 раздела 2 Списка.
В соответствии с пунктом 12 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2001 N 462, на осуществление экспорта этого оборудования, материалов и технологий, должна быть получена лицензия уполномоченного органа - Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России.
По факту осуществления Обществом внешнеэкономических операций с товарами в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, Управлением 10.11.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 2/10 по части 1 статьи 14.20 КоАП РФ. Постановлением Управления от 15.11.2006 N 3/10 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 16391 28 рублей.
Штраф в установленном размере был оплачен Обществом платежным поручением от 17.11.200бN818.
По факту несоблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов или ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в отношении Общества Санкт-Петербургской таможней 02.11.2006 возбуждено дело об административном правонарушении N 10210000-917/2006 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов административного дела Санкт-Петербургской таможней 26.12.2006 вынесено постановление N 10210000-917/2006 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1000 МРОТ, что составляет 100 000 рублей.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В материалы дела представлено Решение от 24.07.2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-10898/2007 (далее - Решение). В вышеуказанном судебном акте подробно исследованы вопросы квалификации административного правонарушения, совершенного Обществом, им дана надлежащая оценка. Решение, которым постановление Санкт-Петербургской таможни о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ признано законным и обоснованным, вступило в законную силу.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Как следует из части 1 статьи 14.20 КоАП РФ, данная норма может быть применена лишь за исключением случаев применения статей 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ, что исключает возможность привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.20 КоАП РФ, если по тому же факту действия Общества квалифицированы по статье 16.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению, а постановление Управления от 15.11.2006 N 3/10 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.20 КоАП РФ признанию незаконным и отмене.
Уплаченная на основании указанного постановления сумма штрафа подлежит возврату Обществу, так как для уплаты данной суммы отсутствовали правовые основания.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих органов, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", директор ФСТЭК является главным распорядителем средств, получаемых ФСТЭК России из федерального бюджета, распределяет средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации из иных источников финансирования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет отнесено к компетенции администраторов доходов федерального бюджета.
Администратором денежных штрафов за нарушение законодательства об экспортном контроле является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (приложение 11.1 к названному Закону).
При таких обстоятельствах требования обязать Федеральную службу по техническому и экспортному контролю возвратить Обществу 16 391,28 рублей административного штрафа подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Северо-Западному федеральному округу от 15.10.2006 N 3/10 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб" к административной ответственности.
Обязать Федеральную службу по техническому и экспортному контролю возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ЛИСТ СПб" административный штраф в размере 16 391, 28 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении дней с момента принятия решения.
Судья |
Д.Ю. Боровлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 декабря 2007 г. N А56-24116/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2008 г. данное решение частично отменено