Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13 декабря 2007 г. N А56-17458/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Астрицкой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Льяновой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявители:
1. Военная прокуратура Ленинградского военного округа,
2. Министерство обороны Российской Федерации,
3. ГУ "2000 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области третьи лица:
1. ФГУП "18 Арсенал ВМФ" Министерства обороны Российской Федерации
2. ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа
при участии:
- от заявителей:
1. представитель Кочура А.Д.. доверенность от 07.05.2007 N 28 6 4085
2. представитель Агапов Р.Н.. доверенность от 06.08.2007 N 19
3. представитель Агапов Р.Н.. доверенность от 20.09.2007 N 1085
- от заинтересованного лица: представитель Очкивская О.С. доверенность от 23.08.2007 N орюр-179/07-8
- от третьих лиц:
1. представитель Бережной А.Д., доверенность от 10.10.2005 N 576; представитель Милосердов Г. Д.. доверенность от 05.07.2007 N 20
2. не явился (извещен)
установил:
Военная прокуратура Ленинградского военного округл (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации (далее МО РФ) и I У "2000 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее 2000 ОМИС) с заявлением о признании недействительным Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - Территориальное управление ФЛУФИ) от 29.12.2005 N 452 "О закреплении федерального недвижимого имущества".
Определением Арбитражного суда от 25.09.2007 к участию в деле привлечено ФГУМ "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" (далее - ФГУП "ФТ - Центр") в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Спор рассмотрен по существу.
26.06.2002 МО РФ в лице Старшего Морского Начальника в Санкт-Петербурге, действующего на основании Положения "О квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии советской армии и военно-морского флота" введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.77 N 75 был издан приказ N51. в соответствии с которым за войсковой частью 56016 (второе название ФГУП "18 Арсенал ВМФ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "18 Арсенал ВМФ")) были закреплены здания и территория военного городка N354.
В состав военного городка N 354 входят объекты недвижимости с адресами: Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Морской проспект д. 42, литера А, Б, Д. Е. М. Ж, Л, К.
Упомянутым Приказом МО РФ выразило свою волю на закрепление объектов недвижимости военного городка N354 за ФГУП "18 Арсенал ВМФ".
Во исполнение этого приказа ФГУП "18 Арсенал ВМФ" приняло здания и территорию военного городка N354. о чем 01.07.2002 был составлен акт приема-передачи. После приема зданий и территории ФГУП "18 арсенал ВМФ" осуществляло пользование и владение указанным военным городком, несло расходы по его содержанию и обслуживанию. Документов, подтверждающих использование объектов недвижимости 2000 ОМИС заявителем не представлено.
На основании обращения ФГУП "18 арсенал ВМФ". Территориальное управление ФАУФИ издало распоряжение от 29.12.2005 N452 "О закреплении федерального недвижимого имущества".
На момент издания распоряжения Территориальное управление ФАУФИ осуществляло свою деятельность на основании приказа Росимущества от 26.07.2005 N 229.
В соответствии с п.2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изьятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 2ООО "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" устанавливает, что основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) в пределах установленных полномочий является осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных \чреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемою не по назначению федерального недвижимого имущества. передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.1 1.2004 N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом ФАУФИ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти):
В соответствии с п.п. 5.18. 5.19 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N691 ФАУФИ закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведение и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
В обоснование своих требований Прокуратура приводит несоблюдение разъяснения заместителя руководителя ФАУФИ от 12.07.2005 N ДА-07/15388. Вместе с тем указанное "инструктивное письмо - разъяснение" не является нормативно-правовым актом. Доводы Прокуратуры о необходимости согласования изъятия из оперативного управления 2000 ОМИС и передачи объектов недвижимости в хозяйственное ведение ФГУП "18 арсенал ВМФ" не состоятельны, так как не основаны на законе или ином нормативном акте.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Вместе с тем. заявителями не приведен закон или какой-либо нормативный акт которому не соответствует оспариваемое распоряжение Территориального управления ФАУФИ.
Кроме того, в соответствии с п. 12 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п.2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации. утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 МО РФ является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Оспариваемое распоряжение Территориального управления ФАУФИ осуществило изъятие и закрепление объектов недвижимости в пределах Министерства обороны Российской Федерации, что дает основание прийти к выводу об отсутствии нарушенного права у указанного органа исполнительной власти.
В соответствии со ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ЛПК РФ) процессуальные действия совершаются в сроки, установленные Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня. когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с представленными документами об издании распоряжения 2000 ОМИС было известно 03.04.2006 (обращение в адрес командира войсковой части 56097 N287 от 03.04.2006). Таким образом, срок подачи заявления о признании ненормативного правового акта для 2000 ОМИС истек 03.07.2006.
Учитывая то обстоятельство, что 2000 ОМИС и МО РФ не заявляли ходатайства о восстановлении срока исковой давности, в силу ст. 115 АПК РФ они как лица участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом.
Принимая во внимание изложенное. Арбитражный суд приходит к выводу, что при издании Распоряжения от 29.12.2005 N 452 "О закреплении федерального недвижимого имущества" Территориальное управление ФАУФИ не превысило своих полномочий. Указанное распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Заявление Военной прокуратуры Ленинградского военного округа оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.Т. Астрицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 декабря 2007 г. N А56-17458/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника