Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 января 2008 г. N А56-21734/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Жбанова В.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кармановским Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
ответчики: Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области
о взыскании 544 204, 30 руб.
при участии
- от истца: представитель Антипова Ю.Н. по доверенности от 02.08.2007 N РДОП-32/15
- от ответчиков:
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации -представитель Кулешева Н.А. по доверенности от 09.01.2007
Комитет финансов Ленинградской области - представитель Соколов СВ. по доверенности от 01.01.2007 от третьего лица: представитель Чекстер В.М. по доверенности от 29.12.2006 N 5495
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области 544 204.30 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением истцом на территории Ленинградской области в июне 2004 льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на междугородных линиях инвалидам и сопровождающим лицам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 20.09.2005 суд привлек в качестве второго ответчика по делу Министерство финансов РФ, в качестве третьего лица привлечен Комитет по труду и социальной защите населения ЛО.
Решением от 23.06.2006 ОАО "Российские железные дороги" в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2006 отменено решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2006 по данному делу, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 19.03.2007 к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В судебном заседании Истец представил документы в обоснование своих требований.
Ответчики иск не признали по мотивам, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела. ОАО "РЖД" при взимании платы за проезд в июне 2004 года учитывало льготы, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В результате предоставления льгот у истца возникли расходы на сумму 544 204.3 руб.. невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 30 Закона, действовавшей в спорный период, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом. Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы в виде бесплатного проезда. приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Приложением 2 к областному закону от 07.10.2005 N 85-оз "Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2004 год", поступившие из федерального бюджета Российской Федерации в областной бюджет субсидии в размере 276 596 тыс. руб. были израсходованы полностью. Факты нецелевого использования отсутствуют.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В пункте 18 Постановления N 23 также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) (далее - БК РФ) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам. предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130. статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584. должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что выделенные Российской Федерацией денежные средства на компенсацию льгот полностью израсходованы субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью на указанные цели.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30, продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов АСУ "Экспресс".
Из представленных в материалы документов следует, что реестр АСУ "Экспресс" содержит информацию на 1898 граждан. Кроме того, реестр содержит информацию о 86 гражданах, которые не воспользовались проездом и совершили возврат проездных документов, сумму по возвратным билетам Истец к возвещению не предъявляет.
В обоснование понесенных расходов и фактически оказанных услуг Истец представил реестр оформления льготных документов, составленный с помощью АСУ "Экспресс". В реестре указаны фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и направления следования, размер расходов, понесенных ОАО "РЖД". то есть те же сведения, которые указываются в проездных документах, а также 776 купонов кассира с талонами на льготный проезд на сумму 279 632,76 руб.
Анализируя обстоятельства дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 279 632,76 руб.
Доказательств того, что суммы предъявленные Истцом к взысканию зключают в себя НДС в материалах дела не имеется.
Из расчета, представленного Истцом в судебном заседании 18.12.2007 следует, что НДС не включен в сумму иска.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" 279 632 руб.76 коп., в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот и расходы по госпошлине в сумме 7 092 руб.66 коп.
В иске к Комитету финансов Ленинградской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Жбанов В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 января 2008 г. N А56-21734/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника