Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 декабря 2007 г. N А56-23333/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ульяновой М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ФГУП "Росморпорт" в лице Усть-Лужского филиала
ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Северо-Западному федеральному округу третье лицо: Северо-Западное управление государственного морского
и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании предписания от 17.04.2007 N 1319 при участии
- от заявителя: Скутина А.В., доверенность от 01.06.2007
- от ответчика: Шхампежев А.З., доверенность от 28.08.2007
- от третьего лица: Гуськов В.Н., доверенность от 27.07.2007
установил:
ФГУП "Росморпорт" в лице Усть-Лужского филиала (далее - заявитель), уточнив на основании статьи 49 АПК РФ заявленные требования, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пункта 3 предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по СЗФО, ответчик) от 17.04.2007 N 1319, согласно которому ФГУП "Росморпорт" обязано в срок до 16.09.2007 выполнить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц, в результате аварии гидротехнических сооружений.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В судебном заседании представитель третьего лица поддержал заявление ФГУП "Росморпорт" правовую позицию изложил в отзыве на заявление.
Выслушав доводы заявителя, ответчика, третьего лица, исселовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 17 апреля 2007 года сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Усть-Лужском филиале ФГУП "Росморпорт" по объекту "Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс" в морском торговом порту Усть-Луга. По результатам проверки составлен Акт от 17.04.2007 N 19/01, в котором отражено, что дноуглубительные работы на акватории Морского торгового порта Усть-Луга проводятся без согласования сроков проведения работ с Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что является нарушением положений Водного кодекса РФ, а также установлено нарушение требований законодательства по безопасности гидротехнических сооружений (ГТС): отсутствует расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц, в результате аварии гидротехнических сооружений.
Определением от 18.04.2007 N 1438 в отношении ФГУП "Росморпорт" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 КоАП РФ, и вынесено предписание от 17.04.2007 N 1319 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования.
Заявитель не согласился с вынесенным предписанием от 17.04.2007 N 1319 в части обязания в срок до 16.09.2007 выполнить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц, в результате аварии гидротехнических сооружений, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования ФГУП "Росморпорт" ссылается на то, что действие Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон от 21.07.97 N 117-ФЗ) не распространяется на причалы, а Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не является органом, в полномочия которого входит надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
Департамент Росприроднадзора по СЗФО считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, а свои полномочия на его принятие доказанными.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона от 21.07.97 N 117-ФЗ гидротехнические сооружения -перечисленные в статье объекты, "а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов". Причальные сооружения прямо не указаны в данной статье и, исходя из буквального толкования закона, не могут быть отнесены к объектам, предотвращающим вредное воздействие вод и жидких отходов.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройство для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. Судоходство определено как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов и пассажиров.
В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) указано, что морской торговый порт - комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания судов (статья 9 КТМ РФ).
В силу пункта 5 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации надзор за безопасностью портовых гидротехнических сооружении и судоодных гидротехнических сооружений осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно или через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации.
Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральные органы в сфере транспорта (статья 6 КТМ РФ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.05.98 N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" и Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 надзорные функции в сфере транспорта переданы Федеральной службе в сфере транспорта.
Как следует из объяснений представителя третьего лица и изложено в отзыве Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, государственный контроль и надзор за безопасностью портовых гидротехнических сооружений относится к его компетенции.
Исходя из положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, споры между федеральными органами исполнительной власти о компетенции неподведомственны арбитражному суду, поскольку определение полномочий этих органов отнесено к ведению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.12.93 N 1299 и от 25.09.2002 N 705 на администрации морских портов возложены властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами, в том числе функции по осуществлению технического надзора за эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что причалы, принадлежащие ФГУП "Росморпорт", являются судоходными гидротехническими сооружениями и, соответственно, Росприроднадзор не уполномочен осуществлять надзор за их безопасностью. Эти полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, переданы Ространснадзору.
Согласно части второй статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
С учетом изложенного требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным пункт 3 Предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 17.04.2007 N 1319, вынесенного в отношении ФГУП "Росморпорт", Усть-Лужский филиал.
Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу в пользу ФГУП "Росморпорт" 2000 руб. по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
Ульянова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2007 г. N А56-23333/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника