Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 июня 2008 г. данное решение изменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 сентября 2007 г. N А56-17146/2007
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Никитушевой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновой И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Скания-Питер",
заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня об оспаривании постановления
при участии
от заявителя:
Представитель Жириков И.Е., доверенность N 33 от 18.06.2007 г.
Представитель Дмитрина Т.В., доверенность N 44 от 29.08.2007 г.
от заинтересованного лица:
Главный государственный таможенный инспектор Морозова Л.О., доверенность N 06-21/18778.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скания-Питер" (далее Общество) просит признать незаконным и отменить Постановление N 10210000-108/2007 от 31.05.2007 г. Санкт-Петербургской таможни (далее Таможня).
Общество полагает, что оспариваемое Постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Общество ссылается на то, что Таможней нарушены сроки проведения административного расследования, Общество не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы, экспертное заключение не соответствует действующему законодательству и не может быть принято в качестве обоснования рыночной стоимости товаров.
Кроме того, Общество ссылается на то, что оно принимало все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил таможенного законодательства, в том числе, путем обращения в таможенный орган за продлением срока таможенного режима.
Таможня полагает, что оснований для удовлетворения требований Общества не имеется. Таможня полагает, что материалами административного дела доказаны факт правонарушения и вина Общества, срок административного расследования не нарушен.
Общество было ознакомлено с определениями о назначении экспертизы, рыночная стоимость товаров была определена в соответствии с ч. 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании заключения эксперта, Общество не приняло всех возможных мер по соблюдению законодательства, идентификация ввезенного и вывезенного товара не могла быть произведена ввиду непредставления Обществом отчетных (учетных) документов.
В заседании был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 11 сентября 2007 года, для ознакомления сторон с представленными документами. По окончании перерыва заседание было продолжено.
Общество ходатайствует о восстановлении срока для обращения в суд.
Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы суд установил, что:
- Обществом было получено Разрешение на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г., со сроком переработки 8 месяцев;
- в период действия и на основании Разрешения на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г. Обществом по ГТД N 10210010/010306/0003646 были ввезены товары в режиме "переработки на таможенной территории";
- в соответствии со ст. 177, ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, на основании Разрешения N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г. должен был быть завершен в срок до 17.10.2006 года (по истечении 8 месяцев с момента помещения под таможенный режим "переработки" первой партии товаров, ввезенных Обществом по Разрешению N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г.);
- ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении;
- 16.02.2007 г. Таможней по факту невывоза продуктов переработки товаров, ввезенных по ГТД N 10210010/010306/0003646, было вынесено Определение N 10210000-108/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- по окончании расследования 16.04.2007 г. Таможней был составлен Протокол об административном правонарушении в отношении Общества по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- по результатам рассмотрения материалов административного дела 31.05.2007 г. Таможней было вынесено Постановление N 10210000-108/2007, которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- как следует из ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен не позднее дня истечения срока переработки (ст. 177 Таможенного кодекса Российской Федерации) вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы;
- Обществом товары, ввезенные для переработки на основании Разрешения N 10210000/130206/51/42 от 13.02.2006 г., в том числе по ГТД N 10210010/010306/0003646, как и продукты их переработки, вывезены с таможенной территории Российской Федерации или помещены под иные таможенные режимы в срок до 17.10.2006 г. не были, что подтверждено Актом общей таможенной ревизии N 10210000/310107/00001 от 31.01.2007 г., материалами административного дела;
- таким образом, в действиях Общества имело место событие административного правонарушения ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- ссылка Общества на то, что им были приняты все меры для соблюдения установленных норм и правил не могут быть приняты, поскольку Общество обратилось в таможенные органы за продлением срока переработки и изменением таможенного режима только 28.09.2006 года (письмо N 135) и без обосновывающих это обращение документов;
- необоснованны и ссылки Общества на нарушение срока проведения расследования и неознакомлением с определением о назначении экспертизы, поскольку срок был продлен (административное дело л.д. 173), а с назначением экспертизы представитель Общества ознакомлен (административное дело л.д. 184);
- вместе с тем, поскольку ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 1/2 до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения с их конфискацией или без таковой, Таможней, в ходе административного расследования должна была быть определена стоимость товаров, являющихся предметами административного правонарушения;
- согласно ч. 2 ст. 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии на товары государственных регулируемых цен, стоимость товаров определяется исходя из рыночных цен, в случае необходимости на основании заключения эксперта;
- Определением от 23.04.2007 года Таможней было назначено проведение товароведческой экспертизы, и ее производство поручено Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга;
- по результатам проведенной экспертизы Торгово-Промышленной палатой Санкт-Петербурга было представлено экспертное заключение N 17-0599 от 28.05.2007 г.;
- из Определения от 23.04.2007 года и экспертного заключения N 17-0599 от 28.05.2007 г. следует, что перед экспертом был поставлен вопрос об определении свободной рыночной стоимости товара на внутреннем рынке Санкт-Петербурга по состоянию на 18.10.2006 г.;
согласно экспертному заключению N 17-0599 от 28.05.2007 г. экспертом не производился осмотр товаров, изучение контрактов Общества, бухгалтерских и учетных документов, платежных документов, позволяющих определить как затраты на приобретение товаров, так и доходы от их реализации;
- из экспертного заключения следует, что определение рыночной цены экспертом производилось на основании документов, представленных Таможней (п. 14 и п. 15 заключения): ГТД на 1 листе, инвойсы, CMR, в заключении имеется ссылка на интернет - сайты, однако не приведено никакой конкретной информации, размещенной на этих сайтах, расчет производился по затратному методу, при этом в качестве базовой стоимости принималась стоимость закупки товара
- из расчета следует, что от стоимости товара, увеличенной на сумму МДС и сумму таможенной пошлины, была рассчитана сумма затрат на транспортировку, тогда как эти затраты по условиям CIP СПб оплачиваются продавцом, а не покупателем;
- при расчете стоимости была использована в качестве базовой даже не цена по контракту купли-продажи, поскольку такой контракт экспертом не исследовался, а стоимость закупки, как следует из п. 16.3 заключения, которая была взята экспертом из представленных платежных документов, тогда как единственными из документов, представленных эксперту (п. 14 заключения) имеющих отношение к оплате товара, являлись инвойсы;
- из вышеуказанного следует, что экспертом фактически определялась не рыночная стоимость товаров, а их себестоимость для Общества, при этом использовались документально неподтвержденные данные;
- кроме того, экспертом определялась стоимость 45 наименований товаров, тогда как к ГТД N 10210010/010306/0003646 имеется дополнение N 1, согласно которому под одним наименованием был ввезен товар, имеющий различное наименование, назначение и соответственно цену;
- таким образом, экспертом в Заключении N 172/1-01/06 от 07.02.2006 г. была неправильно определена не только рыночная стоимость товаров, но и их себестоимость для Общества;
- поскольку размер штрафа для юридических лиц по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется исходя из стоимости товаров, а в ходе административного производства эта стоимость не была определена надлежащим образом, Постановление N 10210000-108/2007 от 31.05.2007 года не соответствует нормам ст. 3.5, ст. 27.11, ч. 3 ст. 16.19, ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- кроме того, как следует из представленных материалов Таможней Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков завершения режима переработки товаров, ввезенных по каждой из ГТД отдельно;
- вместе с тем, таможенный режим - совокупность требований и условий, устанавливаемых в отношении товаров и определяющих их статус в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу Российской Федерации и использование их на территории Российской Федерации либо за ее пределами;
- обязанность лица поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать его условия возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо вывозе с таможенной территории Российской Федерации;
- помещение товаров под конкретный таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа;
- особенностями таможенного режима переработки на таможенной территории является получение в специальном порядке разрешения на переработку товаров на таможенной территории (ст. 180 Таможенного кодекса Российской Федерации), которое должно содержать сведения о ввозимом товаре и продуктах его переработки и др. сведения (ст. 179 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- при отсутствии такого разрешения товары не могут быть помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории (ч. 1 ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- при этом, как следует из ч. 4 ст. 174, ч. 2 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, в период действия разрешения на переработку товара для переработки могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации, а продукты их переработки могут вывозится с таможенной территории Российской Федерации разными партиями;
- вывоз товаров, ввезенных на основании конкретного разрешения на переработку, продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации, либо помещение их под иной таможенный режим должны быть осуществлены в срок, указанный в этом разрешении (ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации), что является завершением режима переработки на таможенной территории Российской Федерации в отношении этих товаров;
- в соответствии с ч. 2 ст. 185, ст. 183, ст. 184 Таможенного кодекса Российской Федерации, Приказом ФТС России N 266 от 04.03.3004 г., в целях выверки количества изготовленной продукции, отходов и остатков заявитель режима должен предоставлять в таможенный орган периодические отчеты, окончательный отчет должен быть представлен не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки;
- таким образом, незавершением в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении (ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в отношении режима переработки на таможенной территории, является невывоз всех товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории на основании конкретного разрешения и продуктов их переработки или не помещение их под иной таможенный режим, в срок, указанный в этом разрешении;
- при таких обстоятельствах, Таможней неправильно определена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как незавершение режима переработки товаров, ввезенных по одной ГТД, без учета ввезенных, в период действия разрешения, товаров для переработки, на основании этого же разрешения, по другим ГТД;
- таким образом, Постановлении Таможни N 10210000-108/2007 от 31.05.2007 г. не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене, а заявленные Обществом требования удовлетворению;
Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление N 10210000-108/2007 от 31.05.2007 г. Санкт-Петербургской таможни о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Скания-Питер" к административной ответственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.Г. Никитушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2007 г. N А56-17146/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 июня 2008 г. данное решение изменено