Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 октября 2007 г. N А56-2644/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Градусова А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Российские железные дороги"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N11 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения от 16.01.2007 г. N 22-04/00593
при участии
от заявителя: Баранов И.С. - доверенность от 28.12.2006 г. N Ю-11/208
от заинтересованного лица: Наскидашвили С.Г. - доверенность от 09.01.2007 г. N 03-13/00025
установил:
ОАО "Российские железные дороги" просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу от 16.01.2007 г. N 22-04/00593 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Налоговый орган заявленные требования не признал и просит заявление отклонить.
Определением Арбитражного суда от 11.07.2007 г. производство по делу N А56-11064/2007 приостановлено до вступления в законную силу решения по делам N А56-31409/2005, N А56-31410/2005.
В связи с устранением обстоятельств послуживших основанием для приостановления производства по делу необходимо возобновить производство по делу.
Арбитражный суд СПб и Ленинградской области рассмотрел и оценил материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно материалам дела по результатам налоговой проверки налоговый орган принял решение от 16.01.2007 г. N 22-04/00593 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 122 п. 1 НК РФ, налогоплательщику предложено уплатить суммы налоговых санкций, неуплаченных налогов и взносов, пени. По мнению налогового органа, ОАО "РЖД" в лице образовательного подразделения Учебно-производственного центра N 3 Октябрьской железной дороги занижен ЕСН в сумме 35 577,53 рублей за 2005 г. в результате необоснованного занижения налоговой базы по ЕСН на сумму 298 982,17 рублей, за счет не включения выплат физическим лицам региональных надбавок, установленных внутренним нормативным документом - указанием начальника ОЖД от 28.10.2003 N Налоговый орган-34/у.
Налоговый орган полагает, что региональная надбавка не соответствует понятию компенсационных выплат, установленных ст. 238 и ст. 270 п. 25 НК РФ и является выплатой, определенной ст. 129 ТК РФ, т.е. составным элементом оплаты труда. Из этого следует, что региональная надбавка, как соответствующая критериям статьи 255 НК РФ является составной частью заработной платы, и должна быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и включаться объект налогообложения ЕСН.
Налогоплательщик полагает, что оспариваемое решение противоречит требованиям НК РФ, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, что послужило основанием для оспаривания указанного решения в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Между тем не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Выплаты в виде региональной надбавки были остановлены обществом в целях выравнивания размеров оплаты труда работников, занятых на промышленных предприятиях регионов с высокой стоимостью жизни - Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Цель выплат - способствование максимальному сокращению отставания заработной платы работников общества от роста потребительских цен в отдельных регионах.
Ни нормами законодательства Российской Федерации, ни коллективным договором, ни трудовыми договорами обязанность выплат данной надбавки не предусмотрена. Указанная надбавка была установлена локальным нормативным актом.
Выплаты производились сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, следовательно, эту региональную надбавку нельзя отнести к выплатам, относимым к расходам на оплату труда в соответствии со статьей 255 Кодекса и подлежащим обложению единым социальным налогом.
Данная позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.07 N 16001/06.
Поскольку выплаты региональной надбавки не были отнесены обществом к указанным расходам, налоговый орган необоснованно доначислил ОАО "РЖД" единый социальный налог.
С учетом изложенного заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд СПб и Ленинградской области
решил:
1. Возобновить производство по делу.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу от 16.01.2007 г. N 22-04/00593.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу в пользу ОАО "Российские железные дороги" расходы по госпошлине по делу в сумме 3 000 руб. в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Градусов А.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2007 г. N А56-2644/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника