Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 1 февраля 2008 г. N А56-47285/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2008 года. Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Соколовой СВ., -
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Э.В.Деминой. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации"
ответчик: Межрайонная ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения
при участии
- от заявителя: представитель Попов А.В., доверенность от 31.05.2007 N 6.
- от ответчика: старший государственный налоговый инспектор Рустамова М.Э., доверенность от 17.01.2008 N 18/625, главный специалист - эксперт Колесник Г.Н., доверенность от
11.12.2007 N 18/22456.
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Университет, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, ответчик) N 1615 от 27.09.2007. Уточнения судом приняты.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Ответчик в своем отзыве и его представитель в судебном заседании против требований возражал, считая их необоснованными.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Инспекции N 1615 от 27.09.2007 Университету начислены пени в сумме 11710 руб. 92 коп. за неуплату земельного налога, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в срок до 02.05.2007 в сумме 34574 руб.00 коп.
В обоснование оспариваемого решения инспекция указывает на следующие обстоятельства. Органы внутренних дел и внутренние войска МВД России не являются плательщиками земельного налога, поскольку предоставленные их земельные участки не являются объектом обложения земельным налогом.
Что касается образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных организаций, подведомственных МВД России" и имеющих правовой статус бюджетных учреждений и предприятий, то предоставленные им земельные участки должны признаваться ' объектом обложения земельным налогом, поскольку данные организации не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусматривается прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, и не относятся к силам, обеспечивающим безопасность б соответствии с Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности". Земельные участки, предоставленные органам внутренних дел, используемые" не для выполнения задач по в обороне и безопасности, не могут рассматриваться как земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, и, следовательно, подлежат налогообложению земельным налогом.
Таким образом, земельные участки, предоставленные Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются объектом налогообложения, и земельный налог за них должен уплачиваться в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, земельный участок, предоставленный Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Университет МВД РФ", подведомственному МВД РФ и не относящийся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности не может рассматриваться как ограниченный в обороте, поставленный для обеспечения безопасности, и поэтому подлежит обложению земельным налогом.
Заявитель считает, что оспариваемое решение принято с нарушением действующего законодательства.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что требования Университета подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки:
- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты историко-культурными заповедниками;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности.
Согласно пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 N 2446-1 (с изменениями и дополнениями) силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" в частности установлено, что в систему Федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами внутренних дел, руководит Президент Российской Федерации, который утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, устанавливающее структуру органов внутренних дел Российской Федерации (органов исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927, (МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои функции в сфере внутренних дел.
Системе opганов внутренних дел Российской Федерации установлена в пункте 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым МВД. России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутрених дел, главные управления, управления нутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материальноно-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представители ) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные.в установлениеого законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных . opганы внутренних дел и внутренние войска.
Следовательно иные организации и подразделения, помимо прямо названных в указанной нормой являются органами внутренних дел и, соответственно, относятся к органам исполнительной; влвсти, поскольку они созданы для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел..
В подпункте 25 пункта 8 Положения о МВД России, устанавливающего полномочия МВД России среди прочих полномочий предусмотрено, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации стажировку кадров.
В соответствии с Уставом, Университет является государственным учреждением находящимся в непосредственном подчинении МВД России.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящии на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Руководители, большинство преподавателей и сотрудников подразделений Университет:, все курсанты и слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России, являются аттестованными сотрудниками органов внутренних дел, т.к. они, так же, как и все остальные сотрудники проходят службу в органе внутренних дел.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.10 Устава Университета: личный состав Университета , кроме лиц, работающих по вольному найму, граждан других государств, обучающихс по соглашениям (контрактам), является резервом МВД России и может в установленном порядке привлекаться к охране общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и другим мероприятиям.
24 мая 2002 г. исх.N 1/3067 Департаментом кадрового обеспечения МВД России было издано указание о порядке привлечения к охране общественного порядка курсантов образовательных учреждений МВД России, а приказом МВД России от 27 июня 2005 г. N 505 утвержден порядок привлечения к выполнению задач милиции лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, не явллющился сотрудниками милиции, а также стажеров во время испытательного срока.
Одной из основных задач, возложенных на МВД России, явлется обеспечение охраны общественного порядка (подпункт 5 пункта 3 Положения), для чего необходимо кадровое обеспечение системы сотрудниками, которые могут профессионально решать возложенные на МВД России задачи по охране общественной и национальной безопасности.
К функциям по обеспечению безопасности, в частности, относятся создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствам), обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях статья 9 ФЗ "О безопасности").
С учетом изложенного суд полагает, что ГОУ ВПО СПБУ МВД РФ входит в систему МВД России, и повышение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел напрямую связано с обеспечением общественной безопасности. Земельные участки, предоставленные МВД России и его территориальным органам для обеспечения безопасности, не могут быть признаны объектом налогообложения.
Таким образом, оспариваемое решение инспекции не соответствует положениям Налогового кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О безопасности" .
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу N 1615 от 27.09.2007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" налогового правонарушения.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу государственную пошлину в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением N 4488 от 16.11.2007.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Соколова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 1 февраля 2008 г. N А56-47285/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правововом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника.