Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 22 ноября 2007 г. N А56-4145/2007
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ульяновой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "ЮСИДА"
заинтересованное лицо (ответчик) Санкт-Петербургская таможня
об оспаривании постановлений
при участии
от заявителя ген. директор Пищенков Ю.В., протокол от 19.08.2005
от заинтересованного лица (ответчика) Морозова А.О., дов. от 28.12.2006
установил:
ООО "ЮСИДА" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможенный орган, таможня. ответчик) от 15.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-672/2006. Указанное заявление принято арбитражным судом к производству под номером дела А56-4145/2007.
Кроме того, ООО "ЮСИДА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 08.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-684/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-39996/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 22.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-663/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-41755/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 22.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-669/2006. Заявление принято к производству ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-646/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-45624/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-650/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-45625/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-647/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-45626/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-649/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-45627/2006.
ООО "ЮСИДА" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-641/2006. Заявление принято к производству под номером дела А56-46411/2006.
Определениями от 11.12.2006 производство по делам NN А56-39996/2006, А56-41755/2006, А56-41756/2006, А56-45624/2006, А56-45625/2006, А56-45626/2006, А56-45627/2006, А56-46411/2006 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу А56-15747/2006. По тому же основанию определением от 09.04.2007 было приостановлено производство по делу А56-4145/2007. 17 сентября 2007г. в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление, на основании статей 146, 147 АПК РФ производство по вышеуказанным делам было возобновлено.
По ходатайству Санкт-Петербургской таможни определением от 17.09.2007 на основании пункта 2 статьи 130 АПК РФ дела NN А56-4145/2007, А56-39996/2006, А56-41755/2006, А56-41756/2006, А56-45624/2006, А56-45625/2006, А56-45626/2006, А56-45627/2006, А56-46411/2006 объединены в одно производство для совместного рассмотрения под общим номером А56-4145/2007 (тома 1-9), так как данные дела являются однородными, в них участвуют одни и те же лица.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что таможней при производстве по административным делам были нарушены процессуальные нормы, действия Общества были неправильно квалифицированны по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ, а, кроме того, таможней не доказаны недействительность представленных Обществом сертификатов и вина Общества.
Ответчик против заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву (том 1, л.д. 38-43, 44-49, том 8, л.д. 103-111). По мнению таможни, оснований для удовлетворения требований Общества не имеется, материалами таможенной ревизии и административного дела доказаны факты представления Обществом в таможенный орган недействительных документов - сертификатов, что является несоблюдением условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.12.2003 Обществом было получено разрешение ГТК РФ на переработку товаров (отходов и лома нержавеющей стали, содержащей 8% и более никеля) вне таможенной территории Российской Федерации (Лицензия N 10210/301203/610076, том 1, л.д. 88-95). В период 2003-2005 г.г. на основании данной лицензии Обществом в таможенном режиме переработки вне таможенной территории Российской Федерации с таможенной территории Российской Федерации вывозился товар -лом и отходы нержавеющей стали.
31.08.2005 по ГТД N 10210050/310805/0009377, 15.08.2005 по ГТД N 10210050/150805/0008801, 12.09.2005 по ГТД N 10210050/120905/0009716, 02.09.2005 по ГТД N 10210050/020905/0009453, 03.09.2005 по ГТД N 10210050/030905/0010396, 27.09.2005 по ГТДN 10210050/270905/0010219,03.10.2005 по ГТД N 10210050/031005/0010395, 29.10.2005 по ГТД N 10210050/290905/0010278, 06.10.2005 по ГТД N 10210050/061005/0010520 Обществом на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены продукты переработки-вывезенного в таможенном режиме переработки вне таможенной территории Российской Федерации товара.
В целях идентификации ввозимых продуктов переработки Обществом в таможенный орган были представлены сертификаты качества N 07730 1/1 от 06.08.2005, N 10029 1/1 от 06.08.2005, N 07598 1/1 от 29.08.2005, N 06540 1/1 от 22.08.2005, N 10175 1/1 от 16.09.2005, N 07762 1/1 от 13.09.2005, N 10170 1/1 от 13.09.2005, N 07642 1/1 от 13.09.2005, N 10183 1/1 от 21.09.2005. После таможенного оформления ввезенные продукты переработки были выпущены в свободное обращение.
Северо-Западным таможенным управлением была проведена специальная таможенная ревизия Общества, по результатам которой был составлен Акт специальной таможенной ревизии Северо-Западного таможенного управления N 10200000/060306/00004 от 06.03.2006, согласно которому представленные Обществом для идентификации продуктов переработки сертификаты качества являются недостоверными (том 1, л.д. 55-61).
Основанием для такого вывода СЗТУ послужили сведения, предоставленные предприятием-переработчиком, из которых следует, что нумерация изделий не соответствует размерам, механическим характеристикам и типу нержавеющей стали, указанным в сертификатах; копии сертификатов имеют большие отличия от их оригиналов как по формату, так и по содержанию; инспектором предприятия-переработчика по рабочим вопросам, выдающим сертификаты, является Вакеро X., а не Симон Х.А., подписи которого имеются на некоторых из сертификатов; нумерация регистрационных номеров представленных обществом сертификатов не соответствует нумерации сертификатов предприятия-переработчика.
По данному факту таможней были возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, NN 10210000-672/2006, 10210000-684/2006, 10210000-663/2006, 10210000-669/2006, 10210000-646/2006, 10210000-650/2006, 10210000-647/2006. 10210000-649/2006, 10210000-641/2006. Действия общества квалифицированы таможенным органом как несоблюдение условий таможенного режима переработки вне таможенной территории, что выразилось в представлении недействительного сертификата завода-изготовителя. В ходе производства по административным делам NN 10210000-672/2006, 10210000-684/2006, 10210000-663/2006, 10210000-669/2006, 10210000-646/2006, 10210000-650/2006, 10210000-647/2006, 10210000-649/2006, 10210000-641/2006 были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов административных дел таможенным органом вынесены вышеуказанные постановления, которыми Общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб. по каждому делу.
Частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы, могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации. помещение товаров под таможенный режим осуществляется на основании разрешения таможенного органа, днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товара таможенным органом (ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 197 Таможенного кодекса Российской Федерации переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течении установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозимых таможенных пошлин и налогов.
Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа (часть 1 статьи 198 Таможенного кодекса Российской Федерации), для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении (часть 3 ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации), течение срока переработки товаров вне таможенной территории Российской Федерации начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, переработка допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (часть 2 статьи 198 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 199, статьи 203 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларантом при подаче заявления на получение разрешения на переработку вне таможенной территории в таможенный орган, указываются способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки, приемлемость данного способа идентификации устанавливается таможенным органом при выдаче разрешения и этот способ идентификации указывается в разрешении на переработку вне таможенной территории.
Обществом было получено разрешение (лицензия) N 10210/301203/610076 на переработку товаров вне таможенной территории Российской Федерации, в разрешении имелось указание на способ (п. 7 разрешения (лицензии) идентификации, товары вывезенные Обществом для переработки имели статус находящихся в свободном обращении, т.е. Обществом были соблюдены все условия, установленные статьями 197, 198 Таможенного кодекса Российской Федерации, помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
Кроме того, как следует из вышеуказанных норм, товары помещаются под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации, в период переработки эти товары имеют статус находящихся под таможенным режимом переработки вне таможенной территории и подлежат обратному ввозу в виде продуктов переработки (за исключением ст. 206 Таможенного кодекса Российской Федерации) не меняя своего статуса, при этом, ввозом продуктов переработки таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации завершается.
Из материалов дела следует, Общество ввозило на таможенную территорию Российской Федерации продукты переработки товаров, помещенных ранее под таможенный режим переработки вне таможенной территории и вывезенных с таможенной территории на основании разрешения N 10210/311203/610076, т.е. Общество не помещало товары под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а завершило этот режим в отношении данных партий товаров (продуктов переработки).
Таким образом, действия Общества при завершении таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации не являются тем противоправным действием (событием) за которое установлена административная ответственность частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку эти противоправные действия должны быть совершены при помещении товаров под таможенный режим, но не при завершении этого режима.
Таможней действия Общества определенны как несоблюдение условий таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации, тогда как частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность установлена за несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим.
Доводы Таможни о том, что дополнительно полученные в результате запросов у иностранных фирм - производителей сведения подтверждают недостоверность представленных Обществом сертификатов качества не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий Общества.
Учитывая изложенное, действия Общества неправомерно квалифицированы таможней по части 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем Общество необоснованно привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оспариваемые постановления таможни не соответствуют закону и подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 15.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-672/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 08.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-684/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 22.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-663/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 22.08.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-669/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-646/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-650/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-647/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-649/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ;
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 01.09.2006 по делу об административном правонарушении N 10210000-641/2006 о привлечении ООО "Юсида" к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.Н. Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2007 г. N А56-4145/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника