Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 30 января 2008 г. N А56-10390/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 30 января 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Захарова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОАО "ПЕТРОЛЕСПОРТ"
ответчик - Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения N 178 от 19.10.2006
при участии
от заявителя - Новосада А.А. по доверенности от 28.12.2007 N 299,
от ответчика - Номоконовой К.О. по доверенности от 11.01.2008 N 03-16/00339,
Шошиной Е.Е. по доверенности от 09.01.2008 N 03-16/00013,
установил:
Заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит суд признать недействительным Решение N 178 от 19.10.2006 Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует.
Решением N 178 от 19.10.2006 Межрайонная ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу доначислила ОАО "Петролеспорт" исчисленную в заниженном размере сумму налога по внутренним оборотам НДС на товары, реализуемые на территории РФ, подлежащего уплате в бюджет по сроку 20.07.2006 и предложила уплатить в бюджет сумму доначисленного НДС в размере 60 740 рублей, в связи с тем, что ОАО "Петролеспорт" в общую сумму заявленных вычетов включило вычеты по услугам, оказываемым ЗАО "Мороз-ПЛП", ЗАО "Петрокарго".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Сошасно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Определение режима свободной таможенной зоны содержится в ст. 37 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Свободная таможенная зона - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела. Ввоз в особую экономическую зону резидентами особой экономической зоны товаров, предназначенных для осуществления промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, осуществляется с разрешения таможенных органов. Резиденты особой экономической зоны представляют в таможенный орган в письменной форме сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, о совершаемых с ними операциях в порядке, устанавливаемым п. 11 ст. 37 Закона N 116-ФЗ.
Доказательства того, что ОАО "Петролеспорт" является резидентом особой экономической зоны, что товар был помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны, в нарушение п. З ст. 101 НК РФ налоговым органом не представлены. Следовательно, применение пп. 1 п.1 ст. 164 НК РФ неправомерно.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "абз. 2 пп.1 ст. 164" следует читать "абз. 2 пп.2 п.1 ст. 164"
Кроме того, положения абз. 2 пп.1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяется на работы (услуги) по погрузке и перегрузке ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), а также иные подобные работы, что по отношению к абз. 1 пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ является уточняющей нормой, и расшифровывает порядок применения общего правила.
Таким образом, общая норма пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ (во взаимосвязи с пп.1 п.1 ст. 164 НК РФ) предусматривает налогообложение по нулевой ставке погрузочных работ непосредственно связанных из всех ввозимых товаров только с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны. При этом уточняющие положения пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ не содержат исключений из общего правила, распространяющих установленный порядок на перегрузочные работы, связанные с ввозом товаров на территорию РФ под режимом выпуска для свободного потребления.
Кроме того, для обоснования права на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Налогового Кодекса РФ, в том числе транспортные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Следовательно, само по себе отсутствие соответствующих требованиям законодательства приложенных документов является основанием для отказа в применении ставки НДС, в размере 0 процентов.
Кроме того, согласно разъяснения ФНС России (письмо от 21 марта 2006 года N ШТ-6-03/297) налоговая ставка 0 процентов применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых товаров (т.е. товаров, ввезенных на территорию РФ до момента выпуска товаров для внутреннего потребления), выполняемых российскими перевозчиками и включенными в таможенную стоимость импортируемых товаров". Согласно п. З ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ, а также п.1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по роду своей деятельности ни ЗАО "Мороз-ПЛП", ни ЗАО "Петрокарго" не относится к категории перевозчик.
Таким образом, согласно законодательства РФ нулевая ставка налогообложения возможна лишь при наличии вышеизложенных обстоятельств, ни одно из которых не соответствует ситуации, рассматриваемой в рамках настоящего дела, в связи с чем предъявление Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу требований к ОАО "Петролеспорт" по уплате 60 740 руб. (исходя из применения ставки налога 0 процентов) не соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать недействительным Решение N 178 от 19.10.2006 Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу в пользу заявителя 2000 рублей государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 января 2008 г. N А56-10390/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника