Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 9 ноября 2007 г. N А56-30730/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Филиппова А.Е., при ведении протокола судебного заседания Васильевой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ФГУП "Росморпорт"
заинтересованное лицо Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
третье лицо ЗАО "Первый контейнерный терминал"
о признании недействительным п. 1.4. Распоряжения от 24.05.07 N 61 -р.
при участии
- от заявителя: Поздняков А.В., по доверенности от 09.01.07 б/н, Кондратова М.Д. по доверенности от 2.11.2007, Грынкова С.А., по доверенности от 12.03.07 N 858
- от заинтересованного лица: Шустова Д.Н., по доверенности от 28.12.06 N 9624-42
- от третьего лица: Арсентьев В.Н., по доверенности от 01.02.2007 N 119/2007
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным п. 1.4 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) N 161-р от 24.05.2007 "Об использовании объектов недвижимости по адресам: Санкт-Петербург, 3-й район Морского порта, лит. АО, АН, АР, АП" (далее - Распоряжение), указывая, что содержащееся в этом пункте условие о перечислении 100% арендной платы в бюджет Российской Федерации до 01.01.2008 при сдаче в аренду имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, нарушает его права и законные интересы.
Заинтересованное лицо - КУГИ заявленные требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что оспариваемое распоряжение не отвечает признакам ненормативного-правового акта, так как не является обязательным для исполнения Предприятием и не может нарушать его прав. Кроме того, по мнению КУГИ, оспариваемое положение о перечислении 100% арендной платы в бюджет Российской Федерации соответствует Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" и статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Третье лицо - Закрытое акционерное общество "Первый контейнерный терминал" (далее Общество), привлеченное судом к участию в деле по ходатайству заявителя в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) отзыв на заявление не представило, представитель в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела, Предприятие 29.11.2006 обратилось к КУГИ с просьбой согласовать заключение с Обществом договора аренды причалов N 82, N 83, N 85, N 87, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, 3-й район Морского порта, находящихся в государственной собственности и закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Распоряжением N 161 -р от 24.05.2007 КУГИ разрешило Предприятию сдачу в аренду Обществу указанного имущества сроком на 15 лет для использования под нежилые цели, при условии перечисления 100% арендной платы в бюджет Российской Федерации до 01.01.2008, в последующий период - в соответствии с действующим законодательством (пункт 1. Распоряжения).
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Так, пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предусмотрено, что предприятие вправе с согласия собственника сдавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в аренду.
Собственник, в свою очередь, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 ГК РФ).
Аналогичная по смыслу норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия предусмотрен п. 2 данной статьи, которым установлено, чтг государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В силу положений главы 25 НК РФ при сдаче в установленном порядке в аренду имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ "Доходы от реализации".
Доходы от сдачи в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке. При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям статьи 252 НК РФ, в состав которых в числе прочих включаются: налог на имущество, арендная плата за земельный участок, эксплуатационные расходы по содержанию, не оплачиваемые арендатором.
По смыслу положений ГК РФ и Закона N 161-ФЗ собственник имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, имеет право лишь на часть прибыли от использования такого имущества, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а не на прямое получение арендной платы. Следовательно, собственник государственного имущества не вправе требовать перечисления в федеральный бюджет арендной платы, определенной договором аренды имущества, закрепленного за государственным предприятием.
Данные выводы подтверждаются положением абзаца 7 пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому в доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 42 БК РФ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ от 03.11.2006 установлено, что в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.
Однако согласно правовой позиции, нашедшей отражение в п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98, сфера действия абзаца 2 пункта 1 статьи 42 БК РФ ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего государственную казну или казну муниципального образования, то есть имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Вместе с тем следует отметить, что ст. 6 Федерального закона от 19.12.2005 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Закон N 238-ФЗ) со ссылкой на Приложение 2 к указанному Закону прямо предусматривает, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2007 г. формируются за счет неналоговых доходов, в частности доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий (далее ФГУП).
В Приложении 2 к Закону N 238-ФЗ установлен норматив перечисления ФГУП доходов от сдачи в аренду имущества в размере 100% по коду бюджетной классификации 1 11 05031 01 0000 120.
Однако ни БК РФ, ни Законом N 238-ФЗ не установлена обязанность организаций, являющихся арендаторами имущества переданного в аренду ФГУП, по перечислению арендной платы непосредственно в доход бюджета. Приведенные нормы бюджетного законодательства не предусматривают формирования доходов федерального бюджета непосредственно путем перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП. Таким образом, указанное положение должно рассматриваться с учетом нормы абзаца 9 пункта 1 статьи 42 БК РФ как обязанность ФГУП перечислить в федеральный бюджет всю сумму полученной им арендной платы за вычетом соответствующих налогов и сборов, связанных с получением такого дохода.
При таких обстоятельствах требование КУГИ о перечислении 100% арендной платы в бюджет Российской Федерации до 01.01.2008, как условие разрешения сдачи в аренду имущества Предприятия не соответствует ст. 17 Закона N 161-ФЗ и статьи 42 БК РФ и является незаконным.
Учитывая, что Предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которой - извлечение прибыли, в том числе и из рационального использования имущества переданного в хозяйственное ведение, обжалуемый пункт Распоряжения нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как лишает возможности сдать в аренду имущество на условиях, соответствующих требованиям закона.
Доводы КУГИ о том, что Распоряжение не является ненормативным правовым актом к ке может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ являются несостоятельными.
Оспариваемое Распоряжение обладает всеми признаками ненормативного правового акта, поскольку издано компетентным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и содержит обязательные условия (предписания) при выполнении которых Предприятию предоставляется право (разрешается) осуществление деятельности по сдаче в аренду имущества, предусмотренной подпунктом 11 п. 2.2 его Устава, утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта N ВР-130-р от 2005 (л.д. 25).
На основании изложенного Арбитражный суд приходит к выводу о том, что п. 1.4 Распоряжения должен быть признан недействительным на основании части 1 статьи 13 ГК РФ.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная Предприятием при подаче иска подлежит взысканию в его пользу с КУГИ на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным пункт 1.4 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 161-р от 24.05.2007 "Об использовании объектов недвижимости по адресам: Санкт-Петербург, 3-й район Морского порта, лит. АО, АН, АР, АП", в части условия о перечислении 100% арендной платы в бюджет Российской Федерации до 01.01.2008.
Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" 2000 руб. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Филиппов А.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 ноября 2007 г. N А56-30730/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника