Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 октября 2007 г. N А56-32603/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2008 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2007 г.
Резолютивная часть объявлена 11 октября 2007 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2007 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего Баталовой Л.А., судей Звонарёвой Ю.Н., Исаевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Звонарёвой Ю.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: истец: ОАО "Водотеплоснаб"
ответчик: Совет депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское Поселение" Всеволожского Муниципального района Ленинградской области
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства ЛО", Администрация МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области"
о признании недействующим нормативного акта
при участии
- от истца: гл. юрист Велик В.И. (доверенность от 29.03.2007); Стефанов А.В., (доверенность от 20.09.2007 N 3644)
- от ответчика: помощник главы Карпычев Ф.П. (доверенность от 29.09.2006 N 02)
- от третьих лиц: от Комитета - Мельников Н.Е. (доверенность от 25.05.2006)
от Администрации - Стефанов А.В. доверенность от 16.03.2007 N 18/01-22
установил:
ОАО "Водотеплоснаб" просит признать недействующими положения пунктов 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения N 1 к Решению Совета Депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 21.03.2006 N 15 и привести указанные положения в соответствии с приказами Лен РТК N 1 и N 2 от 30.01.2006 и N 10-п от 31.01.2006 в части тарифов, установленных ОАО "Водотеплоснаб" для группы потребителей "население".
Свои требования ОАО "Водотеплоснаб" основывает на несоответствии оспариваемых пунктов Приложения к Решению положениям ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" N 41-ФЗ от 14.04.1995, ст.ст. 4, 5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004.
Дело рассмотрено в соответствии с положениями ст.ст. 194, 195 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ОАО "Водотеплоснаб" подтвердил, что в пределах требований подп. 4 п. 1 ст. 193 АПК РФ положения пунктов 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения N 1 к Решению Совета Депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" оспариваются, так как не соответствуют положениям ст. 6 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" N 41- ФЗ от 14.04.1995 и ст.ст. 4, 5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004.
ОАО "Водотеплоснаб" относится к ведомственным организациям, оказывающим услуги по водоснабжению и канализации, тарифы на которые устанавливаются Комитетом по тарифам и ценовой политике (Лен РТК), что подтверждается Уставом и Приказом Лен РТК (л.д. 20-24 т. 1,87-08 т. 2).
Приказами Лен РТК от 30.01.2006 NN 1-п, 2-п для ОАО "Водотеплоснаб" установлены тарифы на услуги по водоснабжению и канализации стоков, в том числе для населения: за хозяйственную воду - 16,83 руб/Гкал, за техническую воду - 3,03 руб/Гкал, на услуги канализации - 15,02 руб/куб. м. (без НДС) (л.д. 20-23 т. 1)
Муниципальное образование "Всеволожское городское поселение" образовано в 2005 году, Устав образования зарегистрирован 19.12.2005 (л.д. 57-118 т. 2). В соответствии с положениями ст. 34 Устава Совет депутатов в качестве органа муниципального образования осуществляет полномочия, отнесенные к муниципальному ведению федеральным и региональным законодательством, а так же по представлению главы местной администрации может рассматривать и решать вопросы, отнесенные к ведению администрации.
Глава муниципального образования является председателем Совета депутатов муниципального образования.
Решением Совета Депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.03.2006 N 15 внесены изменения и дополнения в Решение Совета Депутатов от 24.01.2006 N 1 и Решение Совета Депутатов от 21 02 2006 N 11. Решение принято "в целях приведения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 (в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 03.02.2006 N 15-э/8), приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (Лен РТК) N 12-п от 07.02.2006 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2006 год". В Приложении N 1 указан "Расчет платы жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом осуществлять по ценам, установленные для предприятий жилищно-коммунального комплекса настоящим решением" (л.д. 12 т. 1).
В пунктах 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения установлены:
- графой 4 п. 7 цена за центральное отопление в отдельной квартире за 1 кв. м. общей площади - 16,15 рублей, а за 1 кв. м. жилой площади в коммунальной квартире и общежитии - 24,23 рубля;
- графой 4 п. 8 цены за горячее водоснабжение за 1 куб. м. - 55,10 рублей, а при отсутствии приборов учета установлены цены с человека в зависимости от наличия ванны.
- графой 4 п. 9 цены на водоснабжение в жилых домах за 1 куб. м. - 18,92 рублей или с человека (от 28, 38 рублей до 143, 79 рублей) в зависимости от наличия водопровода, канализации, видов нагревательных приборов;
- графой 4 п. 9 цены на услуги канализации за 1 куб. м. - 16, 87 рублей или с человека от 25, 31 рублей до 153, 85 рублей в зависимости от обеспечения водопровода, наличия ванны и обогревательных приборов.
Цены установлены для расчетов населения с предприятиями ЖКК, без компенсаций.
Не оспариваемыми Заявителем пунктами с 1 по 6 в графе 4 того же приложения установлены цены для расчетов населения с предприятиями ЖКК (без компенсаций) на иные коммунальные услуги: содержание жилья (5 видов услуг), пользование мусоропроводом, за пользование и техническое обслуживание лифтов, ремонт жилья, вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Статьей 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" N 41-ФЗ от 14.04.1995 определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов.
Положениями этой нормы определяются полномочия государственных органов в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию и полномочия органов местного самоуправления на регулирование тарифов в пределах, наделения этих органов государственными функциями в этой сфере (части 5-9 упомянутой статьи).
Решением совета Депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" определялись размеры платы за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 12), а не тарифы за тепловую энергию. Как следует из приведенного перечня Приложения N 1 к Решению Совета Депутатов N 15 от 21.03.2006 муниципальный орган определил размеры платы за жилье и коммунальные услуги, размер которых складывается из совокупности размера платы за различные виды услуг, а не только за подачу теплоэнергии населению.
Право муниципальных органов устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к этим тарифам в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования определены п. 7 ст. 5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ФЗ N 210-ФЗ от 30.12.2004 (в редакции ФЗ от 26.12.2005 N 184-ФЗ).
Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок на услуги и товары организаций коммунального комплекса определены положениями ст. 4 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ, которой предусмотрены, в частности, полномочия Правительства РФ на определение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (попд. 4 п. 1 ст. 4
ФЗ N 210-ФЗ); полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением определены п. 2 ст. 4 ФЗ N 210-ФЗ, в том числе включая полномочия по рассмотрению разногласий между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (подп. 3 п. 2 ст. 4 того же закона); полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекта, с учетом инвестиционных программ.
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса определены ст. 5 ФЗ N 210-ФЗ от 30.12.2004, в которой, в частности, указано на их право устанавливать тарифы в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Федерации.
Поскольку п. 2 ст. 5 ФЗ N 210-ФЗ от 30.12.2004, и, в частности, подп. 7 ч. 2 ст. 5 не установлены полномочия конкретного органа самоуправления на установление тарифов на услуги организации коммунального комплекса с учетом полномочий, предоставленных представительным органам (п. 1 ст. 5 ФЗ N 210-ФЗ) и положений Устава Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Решение Совета Депутатов муниципального образования принято в пределах полномочий, представленных этому органу упомянутыми нормами.
Положения подп. 2 п. 5 ст. 4 и п. 3 ст. 5 ФЗ N 210-ФЗ введены Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ, а Решение N 15 от 21.03.2006 вместе с оспариваемым Приложением N 1 к нему прекратили свое действие к 01.01.2007, т.к. были приняты только на 2006 год и не отменены по его истечению, то оспариваемый нормативный акт не является недействующим из-за несоответствия ограничениям полномочий муниципального образования, установленным этим органом по истечении действия обжалуемого нормативного акта (п.2 ст. 18 ФЗ 210-ФЗ).
Поскольку оспариваемые положения Решения Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" устанавливают тарифы, на коммунальные услуги исходя из тарифов, установленных уполномоченным органом - Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике N 1-п от 30.01.2006, N 2-п от 30.01.2006 и N Ю-п от 31.01.2006 с учетом предельных индексов изменения размера платы населением за коммунальные услуги, установленные Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 07.02.2006 N 12-п (л.д. 84), оно не противоречит ни положениям статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ни положениям статей 4, 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать пункты 7, 8, 9, 10 графы 4 Приложения N 1 к Решению Совета депутатов Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 21.03.2006 N 15 соответствующим статьям 4, 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Водотеплоснаб" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца.
Председательствующий Л.А.Баталова
Судьи |
Ю.Н. Звонарева И.А. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2007 г. N А56-32603/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника