Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 августа 2007 г. N А56-16466/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2007 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14.08.2007 г.
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Т.В.Королевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.В. Королевой
ознакомившись с исковым заявлением: Администрации МО "Опольевское сельское поселение"
к ЛОГУ "Государственная экологическая Инспекция Ленинградской области"
о признании незаконным Постановления
при участии
от заявителя: нач. ю\о Орлова И.В. (дов. N 223 от 18.05.2007 г.)
от ответчика: Савченко А.С. (дов. N 38 от 19.01.2007 г.)
установил:
Заявитель Администрация МО "Опольевское сельское поселение" (далее Администрация) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления ЛОГУ "Государственная экологическая Инспекция Ленинградской области" (далее Инспекция) N 0411/01-13/07 от 22.05.2007 г. о привлечении Администрации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По мнению Заявителя по данной статье КоАП РФ Администрация не может отвечать и быть субъектом административного правонарушения, поскольку Администрация не может отвечать за неправомерные деяния граждан и юридических лиц, совершенные на территории муниципального образования.
Инспекция просит требования Администрации отклонить, ссылаясь на то, что факт административного правонарушения подтверждается материалами дела.
При этом, Инспекция отмечает, что в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "ОБ охране окружающей среды" от 10.01.2002 г., N 7-ФЗ к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, это же обязанность записана и в п. 18 ст. 7 Устава МО "Опольевское сельское поселение".
Аналогичная норма предусмотрена и в ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления".
Стороны раскрыли друг другу все документы и доказательства и согласились рассмотреть дело в этом же судебном заседании по существу.
Руководствуясь ст. ст. 136. 137 АПК РФ суд определил: 1. Закончить подготовку дела к судебному разбирательству; Рассмотреть дело по существу в этом же судебном заседании
Выслушав доводы обеих сторон, и, рассмотрев имеющиеся в деле и представленные Администрацией дополнительно документы, суд находит требования Администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Таким образом, лицо может быть привлечено к административной ответственности только по правилам, установленным КоАП РФ и не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 8.2 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из Постановления об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения к ответственности администрации послужили факты обнаружения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ - юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, в Протоколе и Постановлении отмечено единственное нарушение - факт обнаружения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории поселения.
Ни Протокол, ни Постановление не указывают какое конкретно из перечисленных в ст. 8.2 КоАП РФ нарушений совершила Администрация, где и когда, кем совершено правонарушение.
Действительно, на Администрацию возложены функции и задачи по организации и сбору бытовых отходов.
Ни один из перечисленных Инспекцией Законов не возлагает на орган местного самоуправления ответственность за ненадлежащую (неудовлетворительную) организацию по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
Таким образом, говорить о неисполнении или ненадлежащем исполнении Администрацией муниципального образования "Опольевское сельское поселение", возложенной на нее законом обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, необоснованно, а тем более о нарушении Администрацией ст. 8.2 КоАП РФ.
По утверждению Администрации содержание жилого фонда и объектов коммунального назначения в муниципальном образовании, в т.ч. сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов с территории поселения на основании договора и за плату осуществляет районное, а с 2007 г. городское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" через свой производственный участок, имеющий экономические, финансовые ресурсы и специальную технику.
Кроме того, ответственность за несанкционированные свалки находящиеся на территории зоны отчуждения автодорог несет ДР14.
При изложенных обстоятельствах Инспекция не установила и не доказала вину Администрации в совершение административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, РФ арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление ЛОГУ "Государственная экологическая Инспекция Ленинградской области" N 0411/01-13/07 от 22.05.2007 г. о привлечении Администрации МО "Опольевское сельское поселение" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
Т.В. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 августа 2007 г. N А56-16466/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника