Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 мая 2007 г. N А56-10876/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Алешкевич О.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Алешкевичем О.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Вулкан"
ответчик Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
третье лицо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя Лисаченко А.В. (доверенность от 15.11.06 г.)
от ответчика Мозговая О.С. (доверенность от 03.07.06 г.)
установил:
По результатам проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Вулкан" (далее - Общество) требований Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2005 N 636-96 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 636-96) уполномоченным должностным лицом Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2007 N И/ОЗПиБ/13, по результатам рассмотрения которого постановлением от 28.03.2007 N 20 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 636-96 с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Администрацией при осуществлении контроля 20.02.2007 в 17.30 установлено, что Общество разместило по адресу: Санкт-Петербург, улица Политехническая, дом 17/6 объект игорного бизнеса (зал игровых автоматов) в павильоне некапитального характера на месте, не включенном в адресный перечень мест размещения объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга (утвержден распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2006 N 104-р. принятого в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 N 816 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга").
Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, указав на его незаконность и необоснованность.
При рассмотрении дела представитель Общества заявленные требования поддержал, представитель Администрации просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, согласно которому одним из лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по их организации и содержанию является запрет на размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Законом Санкт-Петербурга N 636-96 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по организации и содержанию объектов игорного бизнеса, осуществляют их размещение в объектах нежилого фонда и на земельных участках, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с адресным перечнем мест размещения объектов игорного бизнеса (далее - Адресный перечень).
Адресный перечень формируется раздельно в соответствии с установленными федеральным законодательством лицензируемыми видами деятельности в сфере игорного бизнеса и утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга (статья 1).
Не могут быть включены в Адресный перечень жилые помещения, территории рынков и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, здания общеобразовательных и медицинских учреждений, помещения действующих учреждений культуры, здания и помещения организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, подземные пешеходные переходы, павильоны ожидания наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, вестибюли станций метрополитена, а также прилегающие к указанным объектам территории, определяемые в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
В Адресный перечень включаются объекты игорного бизнеса, действующие до вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга и соответствующие требованиям настоящей статьи (статья 2).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 N 816 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга" установлено, что территории, прилегающие к объектам, которые в соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга не могут быть включены в адресный перечень мест размещения объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга (далее - объекты), определяются в пределах:
50 метров от границ земельных участков, занимаемых объектами, а в случае если границы земельного участка не установлены или не могут быть установлены - от границ фундамента объекта либо границ фундамента здания, сооружения, в котором расположен объект (за исключением павильонов ожидания наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования);
10 метров (для объектов игорного бизнеса общей площадью менее 500 квадратных метров - 50 метров) от границ земельных участков, занимаемых павильонами ожидания наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга предписано до 10.07.2006 создать в данном комитете межведомственную комиссию по формированию адресного перечня мест размещения объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, названным постановлением Правительства Санкт-Петербурга введены дополнительные лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, не предусмотренные Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525.
Кроме того, часть 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга N 636-96 в части слов "и утверждается в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга"; часть 1 статьи 2 Закона в части слов "а также прилегающие к указанным объектам территории, определяемые в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга"; пункт 1 части 2 статьи 2 Закона признаны недействующими решением Санкт-Петербургского городского суда от 11.09.2006 по делу N 3-316/06 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2006 N 78-Г06-40.
В соответствии со статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 636-96 размещение объектов игорного бизнеса с нарушением требований статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая, что Законом Санкт-Петербурга порядок формирования Адресного перечня мест размещения объектов игорного бизнеса не установлен, а постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 N 816 в этой части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в деяниях Общества отсутствует состав указанного правонарушения.
Указание в оспариваемом постановлении на размещение Обществом объекта игорного бизнеса в павильоне некапитального характера так же не может являться основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 636-96.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части.
Между тем, пунктом 6 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность игорных заведений, не отвечающих указанным требованиям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными и отменить постановление Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 28.03.2007 по делу об административном правонарушении N 20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2007 г. N А56-10876/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника