Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 января 2008 г. N А56-28907/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Несмияна СИ., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров"
ответчик: ОАО "РЖД"- филиал "Октябрьская железная дорога"
о взыскании 266 724 руб. 96 коп.
при участии
- от истца: предст. Оськин В.М., доверенность N 24 от 05.04.2006
- от ответчика: ю/к Кудряшов СВ., доверенность N Ю-11/178 от 28.12.2007
установил:
ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обратилось в Арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возврате 266 724 рублей 96 копеек необоснованно списанных с лицевого счета N 06131931 ОАО БКО в Санкт-Петербургском ТехПД сбора за подачу/уборку вагонов, платы за пользование вагонами и сбора за хранение вагонов в зоне таможенного контроля по перечням железнодорожных документов N 346 от 08.11.2006, N 347 от 08.11.2006, N 350 от 10.11.2006, N 351 от 10.11.2006, N 354 от 13.11.2006, N 355 от 13.11.2006.
Истец полагает, что по операциям с вагонами в процессе таможенного оформления, которое в силу прямого указания Таможенного кодекса РФ должно производиться перевозчиком, расходы должен нести перевозчик.
Ответчик просит в иске отказать, ссылаясь на несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, наличие у грузополучателя обязанности вносить плату на основании статей 22, 37, 38, 39 Устава железнодорожного транспорта, а также просит применить 9-месячный срок исковой давности.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что в период с 01 октября по 07 ноября 2006 года на станцию Боровичи Октябрьской железной дороги в адрес ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" в режиме внутреннего таможенного транзита из Румынии, Приднестровской Республики и Украины поступал груз - глина фарфоровая, глинозем.
ОАО "Российские железные дороги" производилась обработка вагонов в зоне таможенного контроля. Постоянная зона таможенного контроля длиной 155 метров на железнодорожном пути N 11 станции Боровичи создана распоряжением начальника Новгородской таможни N 6 от 12 января 2006 года.
Между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" заключен договор N 60/Б от 01.11.2005 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" при станции Боровичи Октябрьской железной дороги. В соответствии с пунктом 1 договора подача, расстановка и уборка вагонов производится локомотивом перевозчика. Для помещения груза в зону таможенного контроля необходима подача и уборка вагонов.
После таможенного оформления вагоны подавались на выгрузку на железнодорожный подъездной путь необщего пользования ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" при станции Боровичи Октябрьской железной дороги.
На основании актов общей формы NN 1907, 1908, 1913, 1914, 1921, 1926, 2001, 2003, 2012, 2027, 2073, 2084, 2085, 2135 и ведомостей подачи и уборки вагонов с лицевого счета N 06131931 ОАО БКО в Санкт-Петербургском ТехПД по перечням железнодорожных документов N 346 от 08.11.2006, N 347 от 08.11.2006, N 350 от 10.11.2006, N 351 от 10.11.2006, N 354 от 13.11.2006, N 355 от 13.11.2006 списано 266 724 рубля, в том,числе 26 305 рублей 20 копеек сбора за подачу, уборку вагонов на путь N 11, 110 789 рублей за хранение груза в зоне таможенного контроля при станции Боровичи Октябрьской железной дороги и 88 943 рубля 90 копеек платы за пользование вагонами вследствие задержки по причинам, зависящим от грузополучателя.
В соответствии с пунктом 3.1.10. Прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 расходы РЖД, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы согласно статье 22 Устава, возмещаются плательщиком по перевозке (грузоотправителем, грузополучателем или экспедиторской организацией) по тарифам, сборам и платам в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном соответствующим международным транспортным правом
Согласно статье 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.
Статьями 77, 116 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.
Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.
Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.
Статьей 93 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.
Оплата хранения груза в зоне таможенного контроля должна производиться в соответствии с Тарифным руководством N 3, по размеру платежей спора нет.
Централизованные расчеты по оплате дополнительных услуг, договорным тарифам и иным платежам, связанным с осуществлением перевозки, предусмотрены пунктом 2 Соглашения N 06131931 о централизованных расчетах.
Согласно статье 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации "расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей". Предметом регулирования статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации являются расходы организации железнодорожного транспорта и их возмещение. Под расходами понимаются затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования, оплатой труда работников, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов.
При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик не производит затрат, приводящих к уменьшению средств предприятия железнодорожного транспорта или увеличению его долговых обязательств. Напротив, указанная деятельность подпадая под действие правил об оказании услуг (в экономическом смысле) по перевозке, приводит к уменьшению кредиторской задолженности и увеличению дебиторской задолженности, то есть увеличивает средства предприятия.
Расширительное толкование предмета регулирования узко специальной нормы статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о глубоком непонимании существа вопроса.
Обращая внимание судов на особенности применения статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" урегулировал исключительно вопрос возложения бремени доказывания на железную дорогу. В постановлении нет даже намека на безвозмездность услуг или расходов перевозчика. Поэтому арбитражный суд при определении размеров оплаты руководствовался статьями 10, 30, 36-39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Заявление ответчика о применении сокращенного срока исковой давности признано арбитражным судом не подлежим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 197 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Статьей 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении предусмотрено, что претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен 2-месячный срок.
Предъявление отправителем или получателем к железной дороге письменной претензии, оформленной в соответствии со статьей 29, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи.
Течение срока давности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила претендателю о полном или частичном отклонении его претензии; днем отклонения считается дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в который претендатель своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Если претензия оставлена без ответа, то течение срока давности возобновляется с момента истечения срока, установленного в § 8 статьи 29.
Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные требования, не приостанавливают течения сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи.
Претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков.
Согласно § 7 статьи 29 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении предъявление претензий к железным дорогам производится:
1) в случае полной утраты груза
2) в случае частичной утраты, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам
3) в случае просрочки в доставке груза
4) в случае перебора провозных платежей.
Если к письменному заявлению о претензии к железной дороге приложены не псе необходимые документы или документы, указанные в пунктах 1 -4 настоящего параграфа, приложены в копиях, то такое неполное или неправильное заявление о претензии возвращается претендателю железной дорогой в срок не позднее 15 дней со дня его поступления в орган железной дороги согласно приложению 19 к настоящему Соглашению с указанием, какие документы отсутствуют или представлены в копиях. В таких случаях не наступает приостановление течения срока давности, предусмотренного § 3 статьи 31.
Если железная дорога возвратит претендателю такое неполное или неправильное заявление позже 15-дневного срока, то течение срока давности приостанавливается со следующего дня после истечения этого срока до дня получения претендателями данного неполного или неправильного заявления о претензии. Возвращение железной дорогой претендателю такого заявления не является отклонением претензии согласно § 2 статьи 30 и не дает претендателю права обратиться к железной дороге с иском в суде.
При направлении претензии ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" не приложил к ней подлинные железнодорожные накладные и перечни железнодорожных документов. ОАО "Российские железные дороги" отклонило претензию по существу, поэтому срок на предъявление иска считается прерванным и на день подачи искового заявления не истек.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таможенное оформление является обязанностью грузополучателя, задержка вагонов на время таможенного оформления зависит от его деятельности, поэтому суд признал списание платы за пользование вагонами обоснованным.
Иск не обоснован по праву и подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 156, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 января 2008 г. N А56-28907/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника