Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 6 декабря 2007 г. N А56-34162/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июля 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области составе: судьи Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседавдя помощником судьи Полищук О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Министерство финансов Российской Федерации
ответчик: РАО"Высокоскоростные магистрали"
третье лицо: Банк внешнеэкономической деятельности CCCP(Внешэкономбанк) взыскании 54 892 140 руб. 72 коп.
при участии
от истца: Кондратенко М.И. по доверенности от 20.04.2005 г. N 04-05-41001/401;
от ответчика: Коршуковой С.А. по доверенности от 09.01.2006 г.;
от третьего лица: Кондратенко М.И. по доверенности от 06.06.2005 г. N 146/150000.
установил:
Министерство Финансов Российской Федерации (далее - Минфин) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российскому акционерному обществу "Высокоскоростные магистрали" (далее - Общество) о взыскании для зачисления в доход федерального бюджета пени за несвоевременное исполнение судебного акта, а также несвоевременный возврат бюджетных средств в сумме 54 892 140, 72 руб, начисляемые на сумму 544 745 028, 66 руб. за период с 25 июля 2006 по ставке в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Банк внешнеэкономической деятельности СССР далее - Внешэкономбанк).
Ответчик иск не признал, указывая на то, что исковое заявление подписано уполномоченными на то лицами, кроме того из материалов дела видно, что спор между соронами носит гражданско-правовой характер и не возник из публичных (бюджетных правоотношений). Соответственно, в данном деле должен решаться вопрос исключительно о гражданско-правовой ответственности, а не о публичной (административной ответственности), но для этого истцом должны быть заявлены соответствующие гражданско-правовые основания (л.д. 33-36, 51-52). Поэтому иск подлежит оставлению без рассмотрения, кроме того, по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2007 с Общества уже взысканы штрафные санкции на основании долгового обязательство и повторное взыскание штрафных санкций не допустимо по закону.
Суд рассмотрев ходатайство истца об оставлении иска без рассмотрения, суд не находит оснований в соответствии со ст. 148 АПК РФ для его удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Федеральными целевыми программами "Сохранение и развитие исторического центра города Санкт-Петербурга" и "Модернизация транспортной системы России", утвержденными соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 16.05.1996 N 585 и от 05.12.2001 N 948, предусмотрено создание в России первой отечественной высокоскоростной магистрали "Санкт-Петербург - Москва", а в Санкт-Петербурге - транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) в районе существующего Московского вокзала.
Распоряжением Правительства РФ от 27.06.1996 N 1016-р признано целесообразным привлечение в 1997 году под гарантии Правительства РФ инвестиционного кредита Великобритании на сумму 200 000 000 долларов США для финансирования закупок Обществом оборудования и материалов для реконструкции действующего и строительства в Санкт-Петербурге нового ТКЦ и для оплаты соответствующих услуг; Минфину и Внешэкономбанку предписано подписать с Британской Стороной документы, необходимые для привлечения указанного кредита.
В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения авансовые платежи, погашение основного долга, уплата процентов и комиссий по привлекаемому кредиту осуществляются Обществом на условиях, определенных соответствующим кредитным соглашением.
Во исполнение названного распоряжения Правительства РФ Общество (заказчик) заключило с иностранными фирмами (подрядчики) контрактное соглашение от 14.05.1997 на строительство ТКЦ, которое принято к финансированию Внешэкономбанком на сумму 200 000 000 долларов США.
Между Обществом и указанными фирмами 11.09.1997 заключены контракт, на строительство ТКЦ в Санкт-Петербурге и соглашение об изменениях.
Общество 21.10.1997 выдало долговое обязательство N 242-1-4-28, предметом которого является задолженность Общества по уплате в пользу Правительства РФ сумм, выплаченных или подлежащих выплате за счет федерального бюджета (или иных источников, находящихся в распоряжении Правительства РФ) в пользу кредитора по кредитному соглашению от 14.10.1997 (далее - Кредитное соглашение) между Внешэкономбанком и Export Credits GАrАntee DepАrtment (ECCD) и консорциумом банков Indosuez FinАnce (UK) Limited и Schweizerischer BАnkverein (DeutschlАnd) АG, в той части, в которой платежи кредитору производятся в связи с предоставлением последним средств для оплаты контракта от 11.09.1997 в объеме 85% полной стоимости контракта, что составляет 200 000 000 долларов США.
В целях взыскания с Общества средств федерального бюджета, израсходованных на исполнение государственных гарантий по его обязательствам, а также прекращения иных обязательств Общества перед федеральным бюджетом, в том числе по возврату инвестиционного кредита, Правительство РФ приняло постановление от 29.12.2001 N 912 "О передаче в федеральную собственность незавершенного строительством транспортно-коммерческого центра в городе Санкт-Петербурге".
Между Минфином, Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Обществом 30.09.2002 заключен договор N 01-01-06/07-1110, предметом которого является передача последним в федеральную собственность незавершенного строительством ТКЦ в счет погашения своей задолженности перед федеральным бюджетом, образовавшейся в результате исполнения государственных гарантий по обязательствам Общества, а также прекращения иных его обязательств перед федеральным бюджетом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 912.
В соответствии с пунктом 2.1.5 названного договора Общество обязалось погашать в , порядке и на условиях, установленных Долговым обязательством от 21.10.1997, задолженность перед федеральным бюджетом по уплате основной суммы долга в размере 33 673 368,56 доллара США.
В связи с неисполнением Обществом принятых на себя обязательств решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2004 по делу N А56-40703/2003 от 20.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.03.2006, с Общества в пользу Минфина взыскано для зачисления в федеральный бюджет 20 089 375,31 доллара США задолженности и 482 986,79 доллара США штрафных процентов в рублевом эквиваленте на день взыскания. С Общества в пользу Внешэкономбанка взыскано 146324,12 доллара США комиссии в рублевом эквиваленте на день взыскания.
В соответствии со ст. 290 БК РФ невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. В соответствии со ст. 291 БК РФ неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Таким образом, ст. ст. 290 и 291 БК РФ предусмотрена не только административная ответственность руководителей, но а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый дань просрочки.
Как установлено в судебном заседании решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2004 по делу N А56-40703/2003 до настоящего времени не исполнено, что является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренное ст. 283 БК РФ, которым является несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проверив представленный расчет пени истцом в размере 54 892 140, 72 руб., суд находит его обоснованным, кроме того суд считает, что началом периода взыскании указанной суммы следует считать дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-40703/2003, то есть 18 ноября 2005.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что по решению Арбитражного суда от 12 марта 2007 года по делу N А56-13962/2006 с них уже взысканы штрафные проценты и повторное взыскание является недопустимым, что установлено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 22 июня 2006 N 23.
Как следует из вышеназванного постановления Пленума, судам при применении положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 284, статей 290, 291 БК РФ, устанавливающих ответственность заемщика по договору о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе в виде взыскания пеней за несвоевременные возврат заемных средств и уплату процентов за пользование этими средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, необходимо исходить из того, что данная ответственность является по правовой природе гражданско-правовой, то есть законной неустойкой (статья 332 ГК РФ).
При предъявлении кредитором требования о взыскании как пеней, так и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с пунктом 1 статьи 811 ГК РФ, в том числе и в форме взыскания повышенных процентов, удовлетворению подлежит только одно требование. Иное регулирование, предусматривающее одновременное взыскание пеней и процентов, может быть установлено законом или договором, в том числе и путем придания пеням штрафного характера.
Однако, как усматривается из решения Арбитражного суда от 12 марта 2007 года по делу N А56-13962/2006, то с ответчика взысканы штрафные проценты, установленные п. 2.7 Долгового обязательства, а не в силу ст. 811 ГК РФ как разъяснено в постановлении Пленума, поэтому данный пункт Пленума ВАС РФ не относится к установлению ответственности по договору и не может быть применен судом, кроме того, Минфин основывает свои требование не на положениях Долгового обязательства от 21 октября 2007 N 242-1-4-28, а на положениях ст. ст. 283, 290, 291 БК РФ, устанавливающих ответственность за неисполнение судебного акта и невозврат бюджетных средств и неперечисление процентов за пользование бюджетными средствами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец на основании п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 283, 290, 291 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" в пользу Министерства финансов Российской Федерации для зачисления в доход федерального бюджета 54 892 140, 72 руб. пени за несвоевременный возврат бюджетных средств.
Взыскать с Российского открытого акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
О.В.Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2007 г. N А56-34162/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника