Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 мая 2006 г. N А56-54/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Спецаковой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец ЗАО "Трансэкспорт"
ответчик Межрайонная инспекция ФНС РФ N 9 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения при участии
от истца А.Г. Куприященко - дов. от 02.02.2006 г. от ответчика И.А. Косьмина - дов. от 10.01.2006 г. N 03-04/19
установил:
ЗАО "Трансэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения N 12-06/205 от 18.11.2005 г. об отказе в возмещении НДС по ставке "0" процентов при экспорте товаров за июль 2005 года.
Ответчик - налоговая инспекция просит заявление общества о признании недействительным решения инспекции отклонить, ссылаясь на наличие "схемы", направленной на создание условий для возмещения НДС из бюджета.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что заявление Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Межрайонной Инспекцией ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу по результатам камеральной проверки налоговой декларации ЗАО "Трансэкспорт" по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке "0" процентов за июль 2005 года в связи с экспортом товара принято решение N 12-06/205 от 18.11.2005 г. об отказе в возмещении НДС по ставке "0" процентов в сумме 4 362 712 руб.
В обоснование отказа налоговая инспекция в решении сослалась на следующие обстоятельства, которые в совокупности свидетельствуют о наличии "схемы":
- ввиду большой суммы контракта и длительности срока действия контракта не представляется возможным определить, что оплата произведена именно той партии, реализация которой оформлена по представленной ГТД;
- не подтвержден факт оприходования лома черных металлов в установленном порядке, приобретенных у ООО "Март";
- расчеты налогоплательщика с поставщиком ООО "Март" происходили после оплаты товара инопокупателем;
- поставщики второго и следующих звеньев рассчитывались векселями, а поставка металлолома фактически не осуществлялась;
- отсутствуют товарно-транспортные накладные;
- среднесписочная численность работников составляет 2 человека;
- на балансе отсутствуют складские помещения;
- цена реализации металлолома на экспорт почти не отличается от цены приобретения у ООО "Март";
- общая рентабельность минимальна и составляет 0,4%;
- в отчетах по начислению по внутреннему рынку всегда "ноль".
Указанные доводы инспекции, изложенные в решении, не основаны на нормах Налогового кодекса и не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, а именно: контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным ' покупателем; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного покупателя; грузовую таможенную декларацию (ее копию) и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы Российской Федерации.
Перечень документов, установленный ст. 165 НК РФ, является исчерпывающим. Обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской федерации. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Общество представило в налоговую инспекцию комплект документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, подтверждающий как факт реализации товаров на экспорт (помещение под таможенный режим экспорта и вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в экспортном контракте), так и факт поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя - выписки банка, подтверждающие оплату товара и поступление денежных средств от Покупателя товара на счет Общества в банке.
Представленные банковские документы, в том числе ведомости банковского контроля подтверждают факт поступления экспортной выручки от иностранного покупателя, поэтому довод налогового органа является несостоятельным.
Сведения, указанные в решении о количестве работников, об отсутствии складских помещений, о цене реализации, общей рентабельности, отчетности по внутреннему рынку, отражены без указания причинно-следственной связи между этими фактами и правом на возмещение НДС из бюджета.
Все другие доводы налоговой инспекции в решении фактически сводятся к проверке деятельности поставщиков первого и последующих звеньев, а не самого налогоплательщика.
Между тем, налогоплательщик не несет ответственности за деятельность других лиц и Налоговым кодексом не предусмотрена его обязанность проверять достоверность их деятельности, факт уплаты НДС в бюджет, действительность заключенных ими сделок между собой и другие обстоятельства
Налоговым законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия иных лиц, данное обстоятельство не является основанием к отказу в возмещении НДС как не предусмотренное Налоговым кодексом. Нарушений норм статьи 169 НК РФ налоговым органом не выявлено
Факт представления или непредставления в налоговый орган по его запросу поставщиками второго и последующих звеньев поставки товара документов, объяснений руководителей не может являться основанием для выводов о недобросовестности налогоплательщика или об отсутствии у него права на возмещение НДС.
Налогоплательщик не может отвечать за действия, участников сделок цепочки организаций-поставщиков экспортируемого товара, в том числе и за непредставление ими документов для встречных проверок, несоответствия подписей руководителя, а равно и осуществления расчетов векселями.
Налоговый кодекс не связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета с обстоятельствами, изложенными налоговым органом в оспариваемом решении. Налоговым органом не представлено документальных доказательств изложенных в решении обстоятельств.
Из представленных же документов налогоплательщика следует, что оплата товара с НДС осуществлялась им своим поставщикам, реальность поставки товаров по сделкам не оспаривается налоговых органом.
Таким образом, все доводы налоговой инспекции не имеют правового обоснования со ссылкой на нормы Налогового кодекса. Решение об отказе по возмещению НДС из бюджета и неправомерности налоговых вычетов является незаконным.
Общество представило в налоговую инспекцию декларацию с полным пакетом документов (договоры и составленные в их исполнение платежные и банковские документы) в подтверждение приобретения товаров на внутреннем рынке у российских поставщиков и факт уплаты этим поставщикам налога на добавленную стоимость. При этом, факт уплаты Обществом НДС российским поставщикам инспекцией не оспаривается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, уплаченного налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.
Поскольку факты реального экспорта товаров, уплаты обществом НДС поставщикам, а также зачисления валютной выручки за товар на счет заявителя инспекцией не оспариваются, отсутствуют основания для отказа в возмещении сумм налога.
Справкой инспекции подтверждается отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом, в связи с чем требование заявителя о возмещении НДС путем возврата на его расчетный счет является правомерным.
Руководствуясь статьями 48, 110, 169-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу от 18.11.2005 г. N 12-06/205 об отказе в возмещении НДС за июль месяц 2005 года.
Обязать налоговую инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Трансэкспорт" путем возврата НДС на его расчетный счет 4362712 руб. НДС в порядке, установленном статьей 176 Налогового кодекса РФ.
Возвратить ЗАО "Трансэкспорт" из федерального бюджета уплаченную по делу госпошлину в сумме 35313 руб. 56 коп.
Выдать справку и исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со вступления решения в силу.
Судья |
Т.Е. Спецакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2006 г. N А56-54/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника