Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 22 мая 2006 г. N А56-2487/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 17 мая 2006 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2006 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Третьяковой Н. О.
при ведении протокола судебного заседания судьей Третьяковой Н.О.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Фаэтон-Аэро"
к Инспекции ФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга
о признании незаконными Постановлений
при участии в заседании:
от заявителя: предст. Клейменовой В.Е. дов. от 10.01.2006 года
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
ООО "Фаэтон-Аэро" просит признать незаконными и отменить Постановления Инспекции ФНС России по Фрунзенскому району Санкт- Петербурга N 2672, 2653 от 10.11.2005 года о назначении административного наказания.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия и отзыв на заявление, в котором требования заявителя отклонил, как необоснованные.
Судом произведено переименование ИФНС России по Фрунзенскому району Сан5кт-Петербурга на Межрайонную ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга проведена проверка выполнения ООО "Фаэтон-Аэро" Закона РФ от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее Закон).
В ходе проверки автозаправочной станции 332, принадлежащей ООО "Фаэтон - Аэро", расположенной по адресу: Дунайский пр., дом 62, установлено, что при осуществлении денежных расчетов в момент оплаты за бензин 95 "Е" ООО "Фаэтон-Аэро" не применена ККТ, не выдан чек на сумму 300 руб., также установлено, что не предъявлена и не вывешена в доступном для покупателей месте лицензия на право розничной торговли алкогольной продукцией, о чем составлен акт N 011046 от 19.10.2005 года.
08.11.2005 года уполномоченным лицом Инспекции составлены протокол N 2653 об административном правонарушении, согласно которому ООО "Фаэтон-Аэро" нарушены положения п.3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 987 от 19.08.1996 года, и Протокол N 2672 об административном правонарушении, выразившемся в нарушении положения ст. 5 Закона N 54-ФЗ.
10.11.2005 года руководителем ИФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга вынесены Постановления о назначении административного наказания N 2672, в соответствии с которым, ООО "Фаэтон-Аэро" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение ст.5 Закона РФ от 22.05.2003 года N 54-ФЗ в виде штрафа в размере 30 000 руб. и N 2653, в соответствии с которым ООО "Фаэтон-Аэро" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая принятые Постановления незаконными, ООО "Фаэтон-Аэро" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Статьей 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин в отношении организаций торговли либо иных организаций, осуществляющих реализацию товаров, а равно граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Как видно из материалов дела, покупатель (сотрудник налоговой инспекции) обратился в оператору АЗС с просьбой отпустить ему бензина марки 95 "Е" на сумму 300 руб. Оператором произведен отпуск бензина марки 95 "Е" по цене 18,20 руб. за литр в объеме 16,48 литра на сумму 299,94 руб. На данную сумму пробит чек N 0598652, в котором зафиксирована стоимость и количество отпущенного бензина, а также сдача 6 коп.
Согласно п. 14.1 Правил технической эксплуатации АЗС выдача нефтепродуктов на АЗС осуществляется только через топливо- или маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов.
Реализация нефтепродуктов осуществляется либо за наличный расчет, либо с применением кредитных карт, либо по безналичному расчету с предварительной продажей талонов.
При реализации горюче-смазочных материалов за наличный расчет или с использованием платежных карт организация обязана применять контрольно-кассовую технику. Этого требует Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Пунктом 35 разд. 3 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом (Приложение N 3 к Письму ГМЭК от 28.11.1994 N АО-7-272) предусмотрено, что информация, печатаемая на чеке ККМ, должна содержать, в частности, сведения о марке отпускаемых нефтепродуктов и их количестве.
Кассовый чек, выданный при применении контрольно-кассовой техники, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операции.
Учитывая специфику приборов измерения, установленных на топливно-раздаточной колонке, а также ограничения программного обеспечения, подающего команды на отпуск топлива от оператора к топливно-раздаточной колонке, отпуск топлива на точную сумму, в частности на 300 руб. невозможен, в связи с чем, оператор АЗС произвел отпуск бензина на сумму 299,94 руб. (18,20 руб. за литр х 16,48 литра). Поскольку чек с указанием стоимости приобретенного бензина (299,94 руб.), Обществом выдан в установленном порядке, то суд считает неправомерным привлечение ООО "Фаэтон-Аэро" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 KoАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Продавец обязан предоставить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.
Факт совершения Обществом инкриминируемого ему административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, в котором отражено, что на момент проверки лицензия на розничную продажу алкогольной продукции не размещена в удобном для ознакомления месте. Как следует из объяснений представителя ООО "Фаэтон-Аэро", данных при составлении протокола об административном правонарушении "в связи с установкой нового информационного стенда, копия лицензии находилась на операторской стойке (на рабочем месте оператора)". В то же время из акта проверки следует, что лицензия не была предъявлена сотрудникам налоговой инспекции.
По смыслу вышеуказанного нормативного акта указанная информация должна быть представлена в наглядной форме и размещена в доступном для покупателей месте.
На основании изложенного, суд считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также правила разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Руководствуясь статьями 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление ИФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга о назначении административного наказания N 2672 от 10.11.2005 года.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном арбитражном суде в течение 10 дней с момента его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 мая 2006 г. N А56-2487/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника