Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 24 октября 2006 г. N А56-13504/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2006 г.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Бурматовой Г.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бурматовой Г.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Деловое Единство" к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решения и требований
при участии
от заявителя: юрист Блюдова А.В. (доверенность N 4А от 01.078.2006 г.), юрист Блюдов Д.А. (доверенность N ЗА от 01.07.2006 г.)
от ответчика: гл.спец.юрид.отдела Панин А.С, (Доверенность N 03-05 от 04674 от 03.07.2006 г.)
установил:
ООО "Деловое единство " обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу N 57 11 от 18.10.2005 г. о привлечении к налоговой ответственности, требований об уплате налогов N 20817, N 20819 от 25.11.2005 г., требования об уплате санкций N 338 от 25.11.05 г., обязании возвратить НДС за май 2005 г. на расчетный счет в сумме 7936947руб.
Требования заявителя основаны на соблюдении им требований ст. ст. 171, 172 , 173 НК РФ. Ответчик заявленные требования не признал, отзыв на заявление представлен. Ответчик ссылается на признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщика, при наличии которых не подтверждаются, по мнению налогового органа, налоговые вычеты.
В судебном заседании 10 октября 2006 был объявлен перерыв в заседании до 17 октября 2006 г. в порядке ст. 163 АПК РФ. Заседание продолжено 17 октября 2006 г.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее:
Налоговым органом была проведена камеральная проверка декларации по НДС за май 2005 года. По результатам проверки было вынесено решение N . 57/11 от 18.10.2005 г. о привлечении к налоговой ответственности. В соответствии с данным решением, обществу был доначислен НДС в сумме 2093746 руб., уменьшены суммы НДС, предъявленные к возмещению, применена ответственность в соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 650 руб. На основании данного решения были выставлены требования об уплате налогов N 2081 7. N 20819 от 25.11.2005 г.. требования об уплате санкций N 338 от 25.11.05 г. По данным н&тоговой декларации НДС с реализации -2138607 руб.. сумма налоговых вычетов - 10075554 (в том числе НДС, уплаченный на таможне 10030693 руб.). Общество заявило НДС к возмещению в сумме 7936947 руб. В решении отражено, что проверка проводилась при наличии первичных документов в подтверждение налоговых вычетов. Налоговым органом был сделан вывод о необоснованном предъявлении к возмещению НДС за май 2005г.. поскольку имеются признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщика.
Основанием для выводов о недобросовестности, что повлекло непринятие налоговых вычетов налоговым органом, явились следующие обстоятельства:
- минимальный размер уставного капитала, отсутствие основных средств, складов, товаросопроводительных документов. Установлено отсутствие иной деятельности, кроме сделок по приобретению и продаже импортного товара, образование дебиторской и кредиторской задолженности. Установлено несоответствие данных указанных в отчете комиссионера. Все участники сделок имеют счета в одном банке. Рентабельность сделок составляет 0.2 %.
Деятельность общества оценена налоговым органом как направленная на получение из бюджета денежных средств. При этом налоговый орган не представил ни одного документального обоснования в подтверждение проведения проверок, осуществления мер налогового контроля, не представлены результаты проверок.
ООО "Деловое Единство" заключило договор комиссии на приобретение импортного товара для Комитента N 1/ДЕ-04 от 14.12.04г. (с организацией ООО "Прогрессивные материалы" (Комиссионер).
В соответствии с п.1 данного договора комиссии Комиссионер по поручению Комитента за вознаграждение осуществляет приобретение импортного товара от своего имени, но за счет Комитента.
Во исполнение договора комиссии Комиссионером осуществил поиск Продавца товара - компании "MEGАLOGISTIC INC." (Британские Виргинские острова) заключен с ним Контракт N 17-04/12 от 22.12.2004 г. на приобретение товаров (далее - Контракт), с UNIVERSАL INDUSTRIES (Эстония) N 030 от 19.01.2005 г.
В рамках Контрактов Комиссионером в июле 2005 г. был приобретен товар и передан Комитенту после проведения его полной таможенной очистки (уплаты таможенных пошлин, сборов и НДС). По исполнении поручений Комиссионер представил Комитенту отчеты комиссионера о приобретении импортного товара для Комитента по исполнению Договора комиссии.
Согласно отчетов комиссионера было подтверждено приобретение товаров для Комитента, кроме того, при осуществлении авоза (импорта) товара Комиссионером была произведена таможенная очистка товара - уплата таможенных платежей (таможенный сбор, ввозная таможенная пошлина, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. в том числе НДС в сумме 6091036 руб.05 коп.
Ввезенный товар был реализован ООО "Клуб Дискавери" в соответствии с договором N 2/ДЕ-04 от 26.12.2004 г.
Заявителем представлены первичные документы в подтверждение ввоза товара, расчетов с комиссионером, реализацию товара (приложения к делу NN 1-4).
В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст. 170 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для реализации права на вычеты налогоплательщик должен подтвердить затраты по уплате НДС при ввозе товара и принятие указанных товаров на учет. Данные условия заявителем были выполнены.
Налоговый орган в нарушение ст.65 АПК РФ не представил доказательств недостоверности документов общества в подтверждение вычетов, реальных сделок по приобретению и продаже импортных товаров.
Из представленных документов следует, что оплата таможенных платежей осуществлялась за счет денежных средств, поступивших от ООО "Деловое единство", доказательств обратного налоговый орган не представил.
Факт импорта товара подтверждается. Оплата таможенных платежей произведена фактически заявителем. Представленные документы: контракт, договоры, ГТД, платежные документы, товарные накладные, счет-фактура подтверждают совершение сделок по приобретению и реализации товаров. Представленные документы свидетельствуют о совершении сделок, экономически обоснованных, направленных на извлечение прибыли.
Таким образом, ни один из доводов налогового органа не может служить основанием для отказа в принятии налоговых вычетов, заявленных налогоплательщиком. НДС с реализации налоговым органом не оспаривается.
Налоговый орган, проведя налоговую проверку, не представил доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика при осуществлении хозяйственных операций, наличии умысла на возмещение НДС из бюджета, не представил доказательств, свидетельствующих о недостоверности документов, обосновывающих правомерность налоговых вычетов. Поэтому доводы ответчика, заявленные в обоснование позиции по недобросовестности общества, не могут повлиять на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов.
Кроме того, НДС уплачен в составе таможенных платежей в бюджет, а не поставщикам, что имеет существенное значение для оценки добросовестности действий налогоплательщика. Таким образом, доказана реальность понесенных затрат.
При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно не принял налоговые вычеты, доначислив НДС к уплате.
Положения статьи 176 НК РФ находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при реальном осуществлении хозяйственных операций с реальными товарами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N. 3-П и в определении от 25.07.2001 N 138-0, право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.
Согласно ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.
Учитывая изложенное, налоговый орган был вправе запросить документы, относящиеся к исчислению налога за проверяемый период.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Согласно ст.93 НК РФ должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку, предоставлено право истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
В данном случае обществу было направлено требование о предоставлении документов N ! 1-11-05 913 1. вручено представителю общества 27.06.2005 г.
Документы по требованию были представлены обществом по описи. Из решения следует, что налоговым органом сделан вывод о невыполнении требования в части 13 документов (п.2 решения). По мнению заявителя, данные документы не имеют отношения к камеральной проверки декларации по НДС, поэтому и не представлены.
Для применения ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ. необходимо, чтобы в требовании налоговой инспекции были указаны документы, находящиеся у налогоплательщика (налогового агента), необходимые для проведения проверки.
Фактически из указанного перечня документов запрошенных и не представленных к проверке необходимыми для оценки правомерности исчисления НДС являются контракт с UNIVERSАL INDUSTRIES (Эстония), регистр учета по оприходованию товара, счета 60, 61. Остальные документы не связаны с предметом проверки декларации по НДС.
Учитывая, что контракт, карточки данных счетов не были предоставлены, следует признать, что в данной части общество правомерно привлечено к ответственности за непредставление 4 документов в виде штрафа в размере 200 руб. в соответствии с п.1 чт.126 НК РФ. Взыскание штрафа в сумме 450 руб. неправомерно.
При таких обстоятельствах следует признать, что доначисления по НДС произведены налоговым органом неправомерно. Решение налогового органа в этой части не соответствует требованиям гл.21 НК РФ, подлежит признанию недействительным в части доначислений по НДС.
Требования об уплате налогов, санкции, выставленные на основании незаконного решения подлежат признанию недействительными.
Заявитель правомерно заявил НДС к возмещению. В соответствии со ст.201 АПК РФ налоговый орган обязан устранить нарушения прав по возмещению НДС. Поскольку НДС не возвращен, справка налогового органа подтверждает отсутствие задолженности перед бюджетом, правомерно требование о возмещении НДС за май 2005 года в порядке ст. 176 НК РФ, подлежит удовлетворению.
Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. При таких обстоятельствах с заявителя в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Натогового кодекса РФ арбитражный суд
решил:
Признать недействительными Решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу N 3711 от 18.10.2005 г. в части доначислений по НДС, уменьшения НДС, предъявленного к возмещению, привлечению к ответственности за непредставление документов в виде штрафа в размере 450 руб.. Требований об уплате налога N 20817 от 25.11.2005 г., N 20819 от 25.11.2005 г., Требования об уплате санкции N 338 от 25.11.2005 г. в части штрафа в размере 450 руб.
В остальной части требований отказать.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу устранить нарушения прав ООО "Деловое Единство" по возмещению НДС, возвратить НДС в сумме 7936947 руб. на расчетный счет в порядке ст. 176 Налогового кодекса РФ, за май 2005 г.
Взыскать с ООО "Деловое Единство" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 октября 2006 г. N А56-13504/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника