Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16 января 2007 г. N А56-14793/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июня 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 16 января 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Спецаковой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец ООСФактор"
ответчик Межрайонная ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу 2- ой ответчик Межрайонная ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения
при участии
от истца Садеков Д.Р.-дов. N 2 от 01.08.2006 г.
от ответчика Липивой Д.А. - дов. N 02/32206 от 04.09.2006 г. от 2- ого ответчика Сердюков М.В. - дов. N 18/25977 от 14.12.2006 г.
установил:
ООО "Фактор" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения N 33 от 19.12.2005 года по вопросу вычета и возмещения НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию России.
В качестве второго ответчика к участию в деле была привлечена Межрайонная налоговая инспекция N 23 по Санкт-Петербургу.
В настоящем 'судебном заседании Заявитель уточнил предмет спора и просит устранение нарушенных прав осуществить путем возложения обязанности по возмещению НДС из бюджета в размере 3 207 047 руб. на МИ ФНС России N 23 по Санкт-Петербургу, в которой состоит на налоговом учете в настоящий момент.
Заявление принято судом.
Ответчики просят заявление о признании недействительным решения инспекции отклонить, ссылаясь на отсутствие оснований для применения налоговых вычетов.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией ФНС России N 27 Санкт-Петербурга по результатам камеральной проверки налоговой декларации ООО "Фактор" по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года принято решение N 33 от 19.12.2005 года, которым обществу отказано в возмещении НДС в размере 3 207 047 руб., в связи с неправомерным предъявлением к вычету НДС в сумме 4 410 107 руб. в декларации, за что доначислен к уплате в бюджет НДС в сумме 1 203 060 руб.
В обоснование неправомерности заявленных вычетов налоговая инспекция в решении сослалась на следующие обстоятельства, которые, по мнению инспекции свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика:
- численность работников 1 человек и отсутствие кадрового состава, что свидетельствует об отсутствии цели развития бизнеса;
- организация не находится по адресу, указанному в учредительных документах, паспорт руководителя зарегистрирован по фиктивному адресу;
- отсутствуют складские помещения;
- с момента регистрации отсутствует оплата НДС в бюджет;
- оплата таможенных платежей осуществляется за счет средств, полученных от покупателей;
- в результате встречных проверок двух покупателей из целого ряда покупателей везенного импортного товара установлено, что не подтвержден факт оплаты товара и один v них (ООО "Лэнд) не отчитывается перед налоговой инспекцией, бухгалтером к руководителем числится одно лицо, которое не подтвердило факт своего отношения к деятельности этого предприятия;
- представленные акты приемки товара составлены с нарушением положений статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете".
Из материалов дела следует, что ООО "Фактор" подало в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года, в которой отражен НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе импортных товаров на территорию России в режиме выпуска для свободного обращения, предназначенных для перепродажи. К возмещению из бюджета предъявлен НДС в сумме 3 207 047 руб.
Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации продукции на территории Российской Федерации, установлен пунктами 1, 2, 4 статьи 166 НК РФ. При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо при ввозе товаров на таможенную территорию в режиме выпуска свободное обращение, временного ввоза и переработки вне таможенной территории после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Вычетам подлежат суммы налога в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Таким образом, для целей возмещения НДС, уплаченного при ввозе на таможенную территорию России, необходимо в настоящем случае подтвердить три обстоятельства: факт ввоза товара на таможенную территорию России в режиме выпуска для свободного обращения, факт уплаты НДС таможенным органам и факт принятия импортированного товара к учету налогоплательщиком при наличии соответствующих первичных документов.
Перечисленные в оспариваемом решении налоговой инспекции доводы, касающиеся недобросовестности налогоплательщика, сами по себе не могут свидетельствовать о злоупотреблении налогоплательщиком правами, предоставленными ему Налоговым кодексом. Доказательств, которые бы прямо свидетельствовали о незаконном изъятии НДС из бюджета в решении налоговой инспекции, не приведено.
Перечисленные нормы Налогового кодекса право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и на возмещение НДС из бюджета, оплаченного на таможне, не ставят в зависимость от обстоятельств, указанных в решении налоговой инспекции.
Налоговой инспекцией не доказано, что Общество закупило товар не для целей его продажи. Реальность ввоза товара и его реализация не опровергнуты налоговой инспекцией.
Что касается деятельности российских покупателей ввезенного импортного товара, то заявитель не несет ответственности по вопросам несоблюдения этими лицами налогового законодательства и результаты встречных проверок хозяйственной деятельности этих предприятий не могут влиять на обоснованность заявленных вычетов по НДС, как не предусмотренные Налоговым кодексом.
Наличие же умысла у заявителя по заключению сделок лишь для вида с целью необоснованного изъятия средств из федерального бюджета путем незаконного возмещения НДС налоговой инспекцией не доказано, поскольку не доказана причинная связь между действиями налогоплательщика и действиями его покупателей как свидетельствующая о согласованности этих действий, направленных лишь на цели возмещения НДС из бюджета.
Ограничения по численности штата сотрудников действующим законодательством не установлены. И то обстоятельство, что численность составляет 1 человек, а также отсутствие организации по адресу, указанному в учредительных документах, не предусмотрено в качестве основания для отказа в вычетах по НДС.
Отсутствие в собственности складских помещений также не является таким основанием отказа. Кроме того, в решении указано о том, что заявитель арендует необходимые ему помещения.
Оказание услуг по организации перевозок и экспедированию импортных грузов подтверждается соответствующим договором с ЗАО "Внешрегионтранс".
Акты приемки оказанных услуг оформлены надлежащим образом с указанием места составления и при наличии подписей обеих сторон. Ссылка же инспекции на ненадлежащее оформление других актов приемки не имеет правового значения, т.к. другие акты были оформлены заявителем при получении ввезенного импортного товара с таможни на основании коносаментов и их составление наряду с другими первичными документами было осуществлено лишь для целей облегчения факта дальнейшего оприходования товара, принятия его на учет. Указанные акты утверждены руководителем заявителя.
Факт принятия товара на учет также подтверждается карточками по бухгалтерскому счету 41 - Товары и книгой покупок.
Другие документы налоговой инспекцией у налогоплательщика не запрашивались.
Ссылка инспекции на то, что оплата НДС в составе таможенных платежей осуществляется заявителем за счет средств полученных от покупателей также не свидетельствует о злоупотреблении им своими правами, поскольку порядок и сроки уплаты НДС в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ регулируются в соответствии с таможенным законодательством. Таможенный кодекс при этом не содержит никаких ограничений в части того, за счет каких средств должны уплачиваться налог и таможенная пошлина, а также не содержит ограничений по оплате пошлин другими лицами за плательщика.
Порядок возмещения НДС главой 21 Налогового кодекса также не ставится в зависимость от источника уплаты НДС при таможенном оформлении ввозимого товара на Российскую территорию.
Материалами дела подтверждается фактическое приобретение, принятие, на учет и оплата налогоплательщиком товара и налога на добавленную стоимость при -таможенном оформлении товара. Общество осуществляло операции с реальными товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью их перепродажи, что подтверждается первичными документами.
Налоговым органом не оспаривается достоверность представленных налогоплательщиком документов. Какие-либо доказательства, опровергающие факты приобретения, принятия на учет товара и оплаты НДС инспекцией не представлены.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не имелось оснований к отказу в возмещении НДС из бюджета по тем доводам, которые приведены в оспариваемом решении инспекции.
Справкой инспекции подтверждается отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом, в связи с чем требование заявителя о возмещении НДС путем возврата на его расчетный счет является правомерным.
Поскольку заявитель состоит на налоговом учете в другой Залоговой инспекции - МИ ФНС России N 23 по Санкт-Петербургу, которая привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика, то устранение нарушенных прав налогоплательщика следует возложить на указанную налоговую инспекцию.
Руководствуясь статьями 110, 169-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга от 19.12.2005 года N 33.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Фактор" путем возврата на его расчетный счет 3207047 руб. НДС в порядке, установленном статьей 176 Налогового кодекса РФ.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.Е. Спецакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2007 г. N А56-14793/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника