Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2008 г. данное решение в части взыскания государственной пошлины изменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 марта 2008 г. N А56-4252/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июля 2008 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 25 марта 2008 года.
Полный текст Решения изготовлен 28 марта 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Захарова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "Компания "Рик"
ответчик: Межрайонная ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными ненормативных актов
при участии:
от заявителя - Николаевой Н.П. по доверенности от 11.02.2008,
от ответчика - Муравьева С.В. по доверенности от 04.02.2008 N 05-06/02381, Лукиной О.С. по доверенности от 09.01.2008 N 05-13/00012,
установил:
ООО "Компания "Рик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС) Решений N 14-04/11245 от 16.05.2007, N 14-04/12256 от 18.06.2007, N 14-04/ от 02.07.2007, N 14-04/02307 от 07.08.2007, N 14-11/03397 от 21.09.2007, N 14-11/04398 от 24.09.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требований N 224 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.07.2007, N 225 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.07.2007, N 247 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.08.2007, N 275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.08.2007, N 414 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.11.2007, N 415 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.11.2007, а также об обязании МИФНС возместить путем возврата из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за ноябрь, декабрь 2006 года, январь, февраль, март, апрель 2007 года в общей сумме 44842795 руб.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на оспаривание ненормативных актов налогового органа удовлетворено по части 4 статьи 198 АПК РФ.
МИФНС полагает требования ООО "Компания "Рик" необоснованными, оспариваемые ненормативные акты законными, так как в ходе контрольных мероприятий установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО "Компания "Рик" при создании имело наименование ООО "ЭкоБалт". Изменения учредительных документов, связанные с переименованием ООО "ЭкоБалт" в ООО "Компания "Рик", зарегистрированы МИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу 06.02.2008, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2089847487420.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года, МИФНС вынесено решение N 14-04/11245 от 16.05.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 54388 руб., предложила налогоплательщику уплатить в срок, установленный в требовании, суммы налоговых санкций, не полностью уплаченного за ноябрь 2006 года НДС в размере 271937 руб., пени в размере 16099 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также отказала в налоговых вычетах по НДС в сумме 30547 руб.
На основании решения N 14-04/11245 от 16.05.2007 МИФНС выставлено требование N 224 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.07.2007.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, МИФНС вынесено решение N 14-04/12256 от 18.06.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 46450,40 руб., предложила налогоплательщику уплатить в срок, установленный в требовании, суммы налоговых санкций, не полностью уплаченного за декабрь 2006 года НДС в размере 232252 руб., пени в размере 13842 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также уменьшила предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за декабрь 2006 года в сумме 6990725 руб.
На основании решения N 14-04/12256 от 18.06.2007 МИФНС выставлено требование N 225 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.07.2007.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года, МИФНС вынесено решение N 14-04/ от 02.07.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 28610 руб., предложила налогоплательщику уплатить в срок, установленный в требовании, суммы налоговых санкций, не полностью уплаченного за январь 2007 года НДС в размере 143049 руб., пени в размере 6420 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также уменьшила предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за январь 2007 года в сумме 10074349 руб.
На основании решения N 14-04/ от 02.07.2007 МИФНС выставлено требование N 247 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.08.2007.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 года, МИФНС вынесено решение N 14-04/02307 от 07.08.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2436 руб., предложила налогоплательщику уплатить в срок, установленный в требовании, суммы налоговых санкций, не полностью уплаченного за февраль 2007 года НДС в размере 12178 руб., пени в размере 597 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также уменьшила предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за февраль 2007 года в сумме 10562922 руб.
На основании решения N 14-04/02307 от 07.08.2007 МИФНС выставлено требование N 275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.08.2007.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года, МИФНС вынесено решение N 14-11/03397 от 21.09.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2988 руб., начислила пени в сумме 790 руб., предложила налогоплательщику уплатить НДС в сумме 14940 руб., пени в сумме 790 руб., штраф в сумме 2988 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также уменьшила предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за март 2007 года в сумме 11862273 руб.
На основании решения N 14-11/03397 от 21.09.2007 МИФНС выставлено требование N 414 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.11.2007.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной заявителем по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года, МИФНС вынесено решение N 14-11/04398 от 24.09.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым МИФНС привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2641 руб., начислила пени в сумме 564 руб., предложила налогоплательщику уплатить НДС в сумме 13205 руб., пени в сумме 564 руб., штраф в сумме 2641 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, а также уменьшила предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за апрель 2007 года в сумме 5321979 руб.
На основании решения N 14-11/04398 от 24.09.2007 МИФНС выставлено требование N 415 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.11.2007.
В обоснование принятых решений МИФНС указала следующее.
В проверяемых периодах Общество осуществляло реализацию полученного по импорту товара по договору комиссии на реализацию товара с ООО "НордКом". В рамках проведения мероприятий налогового контроля проведен опрос руководителя организации Медянцевой B.C. Согласно опросу установлено, что Медянцевой B.C. фактически утрачен контроль за маршрутом продвижения товара и товаром. Проведен опрос руководителя ООО "НордКом" Чередникова С.А. Согласно опросу установлено, что передача товара предприятию ООО "НордКом" осуществляется по накладной, но фактически "передача товара непосредственно сразу происходит субкомиссионеру ООО "Санта". По данным отчета субкомиссионера товар реализован покупателю ООО "Рубикон" на основании договора поставки. В адрес ООО "Санта" направлено требование о представлении документов по юридическому и домашнему адресам учредителя и руководителя организации. Руководитель не является, документы не представлены. ООО "Санта" не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту учета с момента образования (регистрации) юридического лица. Установить место нахождения руководителя ООО "Санта" Березкиной Л.В. не удалось. Таким образом, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что товар был получен именно ООО "Санта". Оплата за товар перечисляется на счет ООО "ЭкоБалт" от ООО "НордКом" в сумме таможенных платежей, поступление и расход денежных средств осуществляется в течение одного операционного дня. Складских или производственных мощностей, а также своего транспорта ООО "ЭкоБалт" не имеет. ООО "НордКом", ООО "Санта" не имеют складских помещений. Организации не могут подтвердить факт хранения товара, следовательно, товар отгружен покупателям. Организации, будучи заинтересованы в возмещении значительных сумм НДС, скрывают факт реализации товара покупателям. Согласно пп.1 п.14 ст.167 НК РФ все налогоплательщики должны начислять НДС на дату отгрузки реализуемых товаров. В соответствии с п.4 ст. 166 НК РФ возникновение обязанности по исчислению НДС поставлено в зависимость не от даты реализации, а от момента определения налоговой базы. Общество после отгрузки товара комиссионеру списывает товарно-материальные ценности со счета 41 "Товары" на счет 45 "Товары отгруженные". Общество связывает обязанность по исчислению НДС с моментом реализации товара комиссионером в адрес покупателя и представлением отчета комиссионера за реализованный товар, данный порядок является неправомерным, поскольку отгрузка товара связана с фактом и датой его передачи, а не с моментом перехода права собственности на реализованный товар или его оплатой. Таким образом, если товар отгружен и в бухгалтерском учете его стоимость списана в дебет счета 45, то на момент отгрузки необходимо исчислить НДС к уплате в бюджет. В связи с этим МИФНС пришла к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС, доначислила НДС по отгруженным товарам за декабрь 2006 года, январь, февраль, март, апрель 2007 года исходя из стоимости всех товаров, переданных комиссионеру ООО "НордКом", и произвела перерасчет итогов соответствующих налоговых периодов.
Также в вынесенных решениях МИФНС указала, что деятельность Общества носит схемный характер, целью совершенных сделок являлось необоснованное получение из бюджета денежных средств в виде возмещения суммы превышения налоговых вычетов по НДС над суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то есть необоснованное получение налоговой выгоды. Представленный налогоплательщиком формальный документооборот не имеет фактического основания. В представленных документах прослеживается фиктивность сделок и согласованность действий Общества и его контрагентов в сокрытии фактических покупателей товара. Обстоятельства, установленные в ходе камеральной проверки, свидетельствуют о ничтожности в соответствии со ст. 167, 170 ГК РФ сделок, заключенных Обществом с поставщиками и покупателем, как направленных не на получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, а на сокрытие фактических приобретателей импортированного товара - прикрытие других сделок (притворная сделка) и неправомерное возмещение НДС из бюджета.
В решении N 14-04/11245 от 16.05.2007 за ноябрь 2006 года МИФНС также указано, что Обществом не исчислена и не отражена в налоговой декларации сумма НДС с оплаты в счет предстоящих поставок, поступившей по платежным поручениям N 3 от 29.11.2006 на сумму 440000 руб., N 4 от 30.11.2006 на сумму 281500 руб. В связи с этим вынесенным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 103957,63 руб. В применении налоговых вычетов по суммам НДС, уплаченным при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в ноябре 2006 года, Обществу отказано.
Из материалов дела следует, что заявитель заключил контракт N DEB0111/2006 от 03.11.2006 с фирмой "DUVESSА ENTERPRISES CORPORАTION" (Кипр), в соответствии с которым осуществил ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Общество в составе таможенных платежей произвело уплату НДС в ноябре 2006 года в сумме 198527 руб., в декабре 2006 года - в сумме 9876844 руб., в январе 2007 года - в сумме 14335548 руб., в феврале 2007 года - в сумме 13500748 руб., в марте 2007 года - в сумме 15832731 руб., в апреле 2007 года - в сумме 6227337 руб.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления и уплата заявителем сумм НДС таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации подтверждаются представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, выписок банка и платежных документов с отметками таможни о списании таможенных платежей.
Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации и поступление в бюджет сумм налога не оспариваются МИФНС в вынесенных решениях.
Сумма налога, предъявленная заявителю при приобретении на территории Российской Федерации услуг, составила в ноябре 2006 года 1528 руб., в декабре 2006 года - 5758 руб., в январе 2007 года - 8562 руб., в феврале 2007 года - 5681 руб., в марте 2007 года - 8025 руб., в апреле 2007 года - 1927 руб., что подтверждается счетами-фактурами.
Приобретенные заявителем товары и услуги приняты к учету. Принятие товаров и услуг к учету подтверждается представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, журналов-ордеров и карточек счетов бухгалтерского учета, книг покупок за ноябрь, декабрь 2006 года, январь, февраль, март, апрель 2007 года.
Ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары приобретены Обществом в целях перепродажи и переданы на реализацию комиссионеру ООО "НордКом" по договору комиссии N 01Н-11/06 от 03.11.2006. На основании отчетов комиссионера ООО "НордКом" о продаже переданных на комиссию товаров со стоимости переданных покупателям товаров заявителем исчислен НДС с реализации.
В декларации по НДС за ноябрь 2006 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 941711 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 169508 руб., частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров в сумме 230000 руб., НДС с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок в сумме 35085 руб., налоговые вычеты в сумме 235140 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 1528 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 198527 руб., НДС, исчисленный с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащий вычету с даты отгрузки, в сумме 35085 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 30547 руб.
В декларации по НДС за декабрь 2006 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 16065983 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 2891877 руб., налоговые вычеты в сумме 9882602 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 5758 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 9876844 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 6990725 руб.
В декларации по НДС за январь 2007 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 23720893 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 4269761 руб., налоговые вычеты в сумме 14344110 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 8562 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 14335548 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 10074349 руб.
В декларации по НДС за февраль 2007 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 16352818 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 2943507 руб., налоговые вычеты в сумме 13506429 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 5681 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 13500748 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 10562922 руб.
В декларации по НДС за март 2007 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 22102685 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 3978483 руб., налоговые вычеты в сумме 15840756 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 8025 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 15832731 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 11862273 руб.
В декларации по НДС за апрель 2007 года Общество отразило реализацию товаров в сумме 5031160 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 905609 руб., частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров в сумме 10989 руб., НДС с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок в сумме 1676 руб., налоговые вычеты в сумме 6229264 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 1927 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 6227337 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 5321979 руб.
Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в течение спорных налоговых периодов.
Согласно со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Порядок исчисления налога определен ст 166 НК РФ.
Пунктом 1 ст.171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, приобретение которых производится для осуществления признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов,. предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
Таким образом, в силу указанных положений НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров, работ, услуг либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Материалами дела подтверждается правильность исчисления заявителем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и начисления НДС с реализации товаров, а также выполнение Обществом всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость за ноябрь, декабрь 2006 года, январь, февраль, март, апрель 2007 года и для возмещения из бюджета превышения по итогам указанных налоговых периодов налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Судом не принимаются доводы вынесенных МИФНС решений о сокрытии заявителем фактической реализации товаров и занижении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Операции, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определены ст. 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Следовательно, в силу указанных норм НК РФ передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Моментом определения налоговой базы по НДС в данном случае является дата передачи (выбытия) товара от продавца в адрес покупателей.
Списание заявителем товарно-материальных ценностей со счета 41 "Товары" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" не свидетельствует о реализации товаров заявителем.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи", если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 "Товары отгруженные". Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации установлено, что на счете 45 "Товары отгруженные" учитываются товарно-материальные ценности, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При этом принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.
При таких обстоятельствах отражение заявителем реализации товаров на основании отчетов комиссионера ООО "НордКом" правомерно.
Отраженная в книгах продаж и налоговых декларациях, представленных заявителем, реализация товаров соответствует данным отчетов комиссионера. Копии отчетов комиссионера с приложением копий товарных накладных и счетов-фактур, выставленных покупателю, в материалы дела представлены.
Доказательств того, что указанные выше документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам и отраженные в них сведения недостоверны, МИФНС при рассмотрении дела не представлено.
Утверждая о притворности совершенных заявителем сделок и передаче права собственности на товары в полном объеме, МИФНС в ходе мероприятий налогового контроля не установила маршруты движения товаров на внутреннем рынке и не выявила покупателей импортированных Обществом товаров. То обстоятельство, что покупатели импортированных Обществом товаров, не реализованных согласно отчетам комиссионера, налоговым органом не установлены, подтверждено представителями МИФНС в судебном заседании.
Также не представлено в материалы дела документов, свидетельствующих о том, что импортированные заявителем товары приобретены у последнего непосредственно комиссионером ООО "НордКом". Напротив, документы, оформленные сторонами договор комиссии, товарные накладные о передаче товаров на реализацию, отчеты комиссионера, акты сверки взаимных расчетов, карточки учета товаров и расчетов по договору комиссии по форме КОМИС-6 - свидетельствуют о возникновении между заявителем и ООО "НордКом" отношений по договору комиссии; а не по договору купли-продажи или поставки.
Таким образом, выводы МИФНС о реализации товаров в полном объеме основаны на предположениях и не подтверждены документально, что исключает возможность использования этих выводов в качестве основания доначисления заявителю налоговой базы по НДС и налога с реализации.
Претензии налоговых органов к деятельности ООО "Санта" и ООО "Рубикон" в части отсутствия по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и непредставления отчетности и документов на проверку, не являются доказательством реализации импортированных заявителем товаров.
При таких обстоятельствах доводы МИФНС о сокрытии заявителем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость материалами дела не подтверждены.
Признаков мнимой или притворной сделки, установленных ст. 170 ГК РФ, в заключенном между заявителем и ООО "НордКом" договоре комиссии N 01Н-11/06 от 03.11.2006 суд не усматривает.
Также не подтвержден материалами дела вывод вынесенного МИФНС решения N 14-04/11245 от 16.05.2007 о занижении Обществом налоговой базы по НДС за ноябрь 2006 года в связи с неисчислением НДС с оплаты в счет предстоящих поставок, поступившей по платежным поручениям N 3 от 29.11.2006, N 4 от 30.11.2006.
Материалами дела установлено, что в ноябре 2006 года со счета ООО "НордКом" на счет заявителя перечислены денежные средства по платежным поручениям N 1 от 17.11.2006 на сумму 230000 руб., в том числе НДС - 35084,75 руб., N 2 от 28.11.2006 на сумму 50000 руб., в том числе НДС - 7627,12 руб., N 3 от 29.11.2006 на сумму 440000 pyб., в том числе НДС - 67 118,64 руб., N 4 от 30.11.2006 на сумму 281500 руб., в том числе НДС - 42940,68 руб. Итого общая сумма поступивших на счет заявителя за ноябрь 2006 года денежных средств составила 1001500 руб., включая НДС.
В качестве оплаты в счет предстоящих поставок в налоговой отчетности за ноябрь 2006 года заявителем отражена сумма 230000 руб., в том числе НДС - 35084,75 руб., поступившая по платежному поручению N 1 от 17.11.2006. На сумму предварительной оплаты заявителем выставлен счет-фактура N 00000001 от 17.11.2006.
Денежные средства, поступившие по платежным поручениям N 3 от 29.11.2006, N 4 от 30.11.2006, заявитель рассматривает в качестве оплаты за товары, реализация которых была произведена в ноябре 2006 года и отражена в книге продаж и налоговой декларации за указанный налоговый период.
Данный довод заявителя подтверждается материалами дела.
Из представленных в материалы дела отчетов комиссионера следует, что в ноябре 2006 года осуществлена реализация товаров покупателю 21.11.2006 на сумму 758979,56 руб., в том числе НДС - 115776,54 руб., 29.11.2006 на сумму 352239,44 руб., в том числе НДС - 53731,44 руб. Итого общая стоимость реализованного товара за ноябрь 2006 года составила 1111219 руб., включая НДС.
Реализация товаров отражена заявителем в налоговой отчетности, НДС исчислен, выставлены счета-фактуры N 00000002 от 21.11.2006, N 00000003 от 29.11.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Денежные средства по платежным поручениям N 3 от 29.11.2006, N 4 от 30.11.2006 перечислены после даты отгрузки товаров по счетам-фактурам N 00000002 от 21.11.2006, N 00000003 от 29.11.2006.
Назначение платежа в платежных поручениях N 3 от 29.11.2006, N 4 от 30.11.2006, ошибочно указанное ООО "НордКом" как предоплата за товар, исправлено письмами комиссионера от 30.11.2006, от 01.12.2006 в адрес заявителя.
Актом сверки расчетов по договору комиссии по состоянию на 30.11.2006 подтверждено сальдо в пользу заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает, что нарушений при исчислении налоговой базы за ноябрь 2006 года и ее отражении в налоговой отчетности заявителем не допущено.
Также судом не принимаются доводы вынесенных МИФНС решений о недобросовестности заявителя как налогоплательщика.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 25.07.2001 N 138-0, на налоговые органы возлагается обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в порядке, установленном НК РФ. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ) и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Опровержение указанной презумпции является обязанностью МИФНС.
При рассмотрении дела МИФНС не представлено доказательств, свидетельствующих, что налогоплательщик фактически не осуществлял хозяйственной деятельности, заявленный товарооборот отсутствует, представленные налогоплательщиком документы недействительны в силу их фальсификации либо по иным причинам, и отраженные в них сведения недостоверны.
Не представлены МИФНС и доказательства невозможности реального осуществления заявителем хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества и отсутствия для этого необходимых условий.
Таким образом, фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возмещение суммы налога из бюджета, подтвержденные материалами дела, МИФНС не опровергнуты, доказательства совершения заявителем и его контрагентами согласованных умышленных действий, лишенных деловой цели и направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, а также доказательства сокрытия заявителем налоговой базы по НДС МИФНС при рассмотрении дела не представлены. Приведенные налоговым органом доводы не позволяют утверждать о недобросовестности налогоплательщика, поскольку выводы налогового органа основаны на предположениях и не подтверждаются материалами дела.
Налоговая добросовестность третьих лиц не является предметом исследования в рамках данного дела, поскольку не доказана согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для возмещения суммы налога из бюджета. Причастности заявителя к созданию и деятельности ООО "Нике", ООО "Гелеос", ООО "Оникс", ООО "Гринвуд", ООО "Бастион" и пр. мероприятиями налогового контроля не установлено. Также материалами дела не подтверждено наличие у заявителя финансово-хозяйственных отношений с данными организациями, на основании чего можно было бы утверждать об отсутствии у Общества должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд не усматривает в действиях заявителя нарушения положений ст. 146, 166, 167, 171, 172, 173 НК РФ при исчислении налога и применении налоговых вычетов в ноябре, декабре 2006 года, январе, феврале, марте, апреле 2007 года, а также недобросовестности и злоупотребления правом, предоставленным ст. 176 НК РФ, при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета.
Следовательно, оснований для доначисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, доначисления налога с реализации, привлечения заявителя к ответственности и отказа заявителю в возмещении сумм налога у МИФНС не имелось.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а принятые МИФНС ненормативные акты, оспариваемые заявителем, подлежат признанию недействительными.
Нарушенное право налогоплательщика подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ возмещение налога путем возврата на банковский счет налогоплательщика осуществляется по заявлению налогоплательщика.
Письменные заявления о возврате начисленных к возмещению сумм НДС на расчетный счет организации поданы заявителем в МИФНС: 15.05.2007 - за ноябрь, декабрь 2006 года, январь 2007 года, 06.06.2007 - за февраль 2007 года, 05.07.2007 - за март 2007 года, 02.08.2007 - за апрель 2007 года.
Согласно имеющейся в материалах дела справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности перед федеральным бюджетом заявитель не имеет.
Заявителю при обращении в Арбитражный суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительными Решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу N 14-04/11245 от 16.05.2007, N 14-04/12256 от 18.06.2007, N 14-04/ от 02.07.2007, N 14-04/02307 от 07.08.2007, N 14-11/03397 от 21.09.2007, N 14-11/04398 от 24.09.2007.
Признать недействительными Требования Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу N 224 от 02.07.2007, N 225 от 04.07.2007, N 247 от 01.08.2007, N 275 от 23.08.2007, N 414 от 08.11.2007, N 415 от 08.11.2007.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу возместить путем возврата из федерального бюджета ООО "Компания "Рик" налог на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за ноябрь 2006 года в сумме 30547 руб., за декабрь 2006 года в сумме 6 990 725 руб., за январь 2007 года в сумме 10 074 349 руб., за февраль 2007 года в сумме 10 562 922 руб., за март 2007 года в сумме 11 862 273 руб., за апрель 2007 года в сумме 5 321 979 руб., всего - 44 842 795 руб.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в силу.
Судья |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 марта 2008 г. N А56-4252/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2008 г. данное решение изменено