Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 февраля 2008 г. N А56-28020/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Гайсановской Е.В., при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Карельский окатыш" ответчик: ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 85700 руб. 00 коп. при участии
- от истца: представителя Филимонова К.П. (доверенность от 11.10.2007 N 5)
- от ответчика: представителя Титова Г.А. (доверенность от 21.12.2007 N 11/1- 101)
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ответчик) 85700 руб. 00 коп. штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Отказ ответчика в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В ходе судебного разбирательства ответчик признал обоснованной заявленную к взысканию сумму штрафа в размере 49980 руб. 00 коп.
Разногласия сторон отражены в Акте сверки расчетов, при разрешение которых суд исходил из следующего.
Между истцом и ответчиком заключен договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО "Карельский окатыш", при станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги, (при обслуживании локомотивом владельца подъездного пути) от 01.12.2002, в соответствии с которым осуществляется обслуживание принадлежащего владельцу (ОАО "Карельский окатыш") железнодорожного подъездного пути, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша-товарная Октябрьской железной дороги стрелочным съездом N 24-26, обслуживающего собственным локомотивом.
Согласно п. 9 указанного договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси).
Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3,5-11 ст. Котомукша-тов. По уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов, при этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагонами группами, не мене 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производится в меньшем количестве) постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Как следует из Акта, ответчик полагает необоснованными требования истца относительно группы вагонов, отправленных по железнодорожным накладным N 211969 и 210861, принятых по памяткам приемопередатчика N 3918 на 16 вагонов, N 3919 на 2 вагона, N 3925 на 40 вагонов. Между тем из Акта усматривается, что истец в одно время (10.08.2007 в 02 час. 30 мин.) уведомил ответчика о готовности всех указанных вагонов, таким образом сформировав полный маршрут в количестве 58 вагонов. Согласно п. 12 договора ответственность Дороги за задержку по ее вине приема вагонов с подъездного пути наступает через 2 часа по получении уведомления о готовности вагонов к сдаче. Фактически вагоны сданы 10.08.2007 в 11 час. 10 мин. Таким образом, истец обоснованно требует взыскания штрафа по названным отправкам сумме 2560 руб.,, 320 руб. и 6400 руб. соответственно.
Судом приняты возражения ответчика по маршруту 389781 и маршруту N 380444, поскольку истец заявил о готовности группы вагонов в количестве 49 штук и 20 штук, что не соответствует условиям договора. Суммы штрафа 200 руб., 40 руб., 1720 руб. и 1200 руб. признаны судом не подлежащими взысканию.
В п.п. 9 договора N 162 стороны достигли соглашения о возможности сдачи вагонов не только отправительскими маршрутами в количестве 58 вагонов, но и группами не менее 5 вагонов, а по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании данного условия договора, суд пришел к выводу, что в любом случае это должна быть группа вагонов. Лексическое значение слова "группа" предполагает множественность каких-либо предметов.
Исходя из указанного суд признал не подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания штрафа за задержку уборки вагонов по железнодорожным накладным N 246946 и 234456 в сумме 440 руб. и 1480 руб. соответственно.
Довод ответчика о задержке уборки вагонов ввиду занятости путей истца судом отклонен, так как ответчик не доказал, что все выставочные пути были заняты.
Не принят судом также довод ответчика об отсутствии согласования на уборку вагонов в количестве менее 5-ти, поскольку порядок такого согласования сторонами в договоре не определен. Суд полагает, что сам факт приема вагонов выражает согласие ответчика на возврат истцом вагонов группами менее 5 штук.
На основании изложенного, принимая во внимание, что исковые требования в сумме 49980 руб. признаны ответчиком, требования истца в сумме 5090 руб. признаны судом необоснованными, иск подлежит удовлетворению в сумме 80610 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по госпошлине возмещаются ему пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 169, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Открытого акционерного общества "Карельский окатыш" штраф в сумме 80610 руб., а также расходы по госпошлине в сумме 2918 руб. 30 коп.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Е.В.Гайсановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 февраля 2008 г. N А56-28020/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника