Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2007 г. данное решение частично отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 21 декабря 2006 г. N А56-17615/2006
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Денего Е.С,
при ведении протокола судебного заседания судьей Денего Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Совавто - Санкт-Петербург "
заинтересованное лицо МИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения и обязании возместить НДС
при участии
от заявителя: Мещеряков А.В., (доверенность от 11.12.2006 N 11),
от заинтересованного лица: Хачикян Н.А., (доверенность от 25.09.2006 N 03-16/12558),
установил:
Открытое акционерное общество "Совавто - Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган. Инспекция) от 18.01.2006 года N 06-01-56 в части отказа ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 67 209 руб., и в подтверждении применения налоговой ставки 0% по НДС при реализации услуг в сумме 690 441 руб.. а именно пунктов 2 и 3 резолютивной части решения, как несоответствующих закону и обязании Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возместить ОАО "Совавто-Саккт-Петербург" сумму НДС в размере 67 209 рублей.
Представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, ссылаясь на неправомерность принятого решения в оспариваемой части.
Представитель Инспекции против удовлетворения требований возражал в полком объеме, полагая решение правомерным в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки по вопросу обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в размере 1 319 489 руб. за сентябрь 2005 года по экспортным операциям, вынесено решение от 18.01.2006 N 06-01-56 года об отказе в возмещении НДС которым Обществу частично отказано в применении налоговой ставки 0 процентов в сумме 690 441 руб. и применении налоговых вычетов в сумме 67 209 руб.
Полагая указанное решение неправомерным в обжалуемой части, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что основаниями для отказа в применении ставки 0 процентов и принятии вычетов по НДС, послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не представлены реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения, а также не полностью представлены выписки банков, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные пассажирские перевозки.
Исследовав материалы дела, суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых-международных перевозочных документов.
Согласно пункту 6 статьи 165 НК РФ при оказании услуг, предусмотренных подпунктом пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи;
2) реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг). предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьи 165 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 786 ГК РФ договор перевозки пассажиров заключается между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, который уплачивает провозную плату, заключение договора перевозки подтверждается билетом. К договору перевозки пассажиров и багажа в силу ст. 1231, ч. 3 ст. 1212 ГК РФ подлежит применению нормы российского законодательства, поскольку иное не установлено международными соглашениями и сторонами.
Пунктом 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено, что перевозка пассажиров осуществляется на основе билета. Форма билетов и других проездных документов утверждается Министерством транспорта РФ. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено составление иных документов при перевозке пассажира кроме билета.
В настоящее время международные пассажирские перевозки между Россией и Финляндией осуществляются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении (Хельсинки, 27.10.1995 г.), ратифицированного РФ федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 186-ФЗ.
Статьей 4 данного Соглашением предусмотрено, что водитель автобуса должен иметь список пассажиров, наличие которого по сложившемуся обычаю делового оборота необходимо для пересечения государственной границы и проведения транспортного контроля.
Налоговый кодекс, устанавливая необходимость представления реестров перевозочных документов, вместе с тем не определяет форму данного документа, указывая только на необходимые элементы содержания - наличие информации о маршруте перевозки, пунктах отправления и назначения.
Системное толкование норм п. 4 ч. 1 ст. 164, ч. 5, ч. 6 ст. 165 НК РФ во взаимосвязи с положениями Главы 21 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что существенным условием для применения ставки 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров является расположение пунктов отправления и назначения, соответственно, на территории Российской Федерации и на территории иностранного государства, что должно подтверждаться провозными документами - билетами и их реестрами.
ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" осуществляет предпринимательскую деятельность по международным перевозкам пассажиров между Российской Федерацией и Финляндией. При этом при перевозке в обязательном порядке составляются списки пассажиров - "листы пассажиров", с указанием сведений о пассажирах, пунктах отправления и назначения.
В силу того, что форма реестров единых перевозочных документов до настоящего времени законодательно не установлена, данный документ может быть составлен в форме, удовлетворяющей положениям указанного Соглашения и требованиям государственных органов, в соответствии с обычаями делового оборота, с обязательным указанием необходимых сведений. На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении и в соответствии с разрешениями Министерства транспорта РФ N ОМР - 1089 от 24.12.2002 г. и N ЮМР - 1389 от 26.11.2003 г. перевозка пассажиров производится по согласованным с Министерством транспорта РФ регулярным маршрутам "Санкт-Петербург - Ювяскюля (Финляндия)" и "Санкт-Петербург - Турку (Финляндия)" в соответствии с утвержденными расписаниями (том 2 л.д. 17-19).
Судом на основании материалов дела установлено, что Обществом для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов были представлены листы списков пассажиров, сведения указанные в которых соответствуют требованиям НК РФ об указании маршрута перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Положениями НК РФ не предусмотрено ни самой формы, которой должны соответствовать реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, ни какие-либо иные сведения, которые в обязательном порядке должны указываться в этих реестрах.
Довод налогового органа о том, что в настоящее время подлежит применению письмо Министерства Транспорта Российской Федерации от 17.04.2001 N ДАТ-1/524-ИС и в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые определены данным письмом, отсутствие которых является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов, отклоняется судом.
Действительно, указанное письмо в связи с неопределенностью по форме и содержанию реестров перевозочных документов определяет перечень сведений, которые указываются в таком реестре.
Вместе с тем, согласно положениями статьи 1 НК РФ письмо Министерства Транспорта Российской Федерации от 17.04.2001 N ДАТ-1/524-ИС не является законодательством о налогах и сборах и не может изменять или дополнять его.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что представленные документы (списки пассажиров с указанием маршрута перевозки пунктов отправления и назначения) соответствуют требованиям, предусмотренным НК РФ в части указания необходимых сведений, суд считает, что не указание иных сведений, которые предусмотрены указанным ранее письмом от 17.04.2001 и не предусмотрены НК РФ, не может согласно действующему налоговому законодательству являться основанием для отказа в подтверждении налоговой ставки 0 процентов со ссылкой на несоответствие документов требованиям ненормативного акта, не являющегося законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено, что ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" в соответствии с требованиями п. 2 ч. 6, ч. 10 ст. 165 НК РФ вместе с декларацией по НДС по ставке 0 % за сентябрь 2005 года представило в Инспекцию реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, выполненные в форме списка пассажиров и проданных билетов - "листов пассажиров", с указанием маршрутов перевозки, пунктов отправления и назначения, и соответствующие требования предъявляемым главой 21 НК РФ.
Таким образом, довод Инспекции о том, что ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" не представило в налоговый орган реестры единых международных провозных документов, не обоснован.
Одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 % ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" представило в налоговый орган для подтверждения применения ставки 0 % на сумму выручки 804 447 руб. 54 коп. копии следующих платежных документов:
- копии выписок банка, подтверждающие фактическое поступление валютной выручки на счет ОАО "Совавто Санкт-Петербург" в российском банке, на сумму 2 125,40 евро, в рублевом эквиваленте 63 674,58 руб.,
- копии приходных кассовых ордеров на сумму 2125,40 евро,
-копии выписок банка, подтверждающих поступление выручки за проданные билеты от российских лиц в безналичной форме на сумму 131 074,96 руб.
- копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки за проданные билеты в рублях на сумму 599 698 руб.
Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
В силу того, что стороной договора перевозки пассажира является физическое лицо, расчеты за проданные билеты производятся в наличной форме в соответствии со ст. 140, 861 ГК РФ.
На основании ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ и в соответствии с Унифицированными формами первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. Nz 88, получение наличных денежных средств организацией оформляется и подтверждается приходными кассовыми ордерами.
В соответствии с порядком обращения наличных денег, установленным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5.01.1998 г. N 14-П, утвержденного Советом директором Центрального Банка РФ 19.12.1997 г. (далее Положение), а также на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 04.10.1993 г. N 18, утвержденного советом директоров ЦБ РФ 22.09.1993 г. (далее Порядок), наличные денежные средства, поступившие в кассу организации, подлежат сдаче в кредитное учреждение для зачисления на счет.
В соответствии с п.п. 5, 6, 7 Порядка, п. 2.5, 2.6 Положения предприятия имеют право не сдавать наличные деньги в банк для зачисления на счет в пределах установленных лимитов. Расходование данных наличных денег осуществляется по согласованию с кредитной организацией.
Приведенными нормативными актами установлена обязанность российских организаций зачислять, полученные денежные средства, в том числе выручку, в рублях на счета в банках, только при превышении размера наличных денег сверх установленного лимита. В пределах лимитов денежные средства могут быть израсходованы на любые не противоречащие действующему закону цели (п. 2.7 Положения), а следовательно не подлежат зачислению на банковский счет.
Иных обязанностей по зачислению наличных денежных средств в рублях на банковские счета для российских организаций не установлено.
Положения ст. 19 федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ устанавливают обязанность по репатриации выручки в иностранной валюте путем зачисления ее на счета в уполномоченных банках.
ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" имеет разрешение ЗАО "Балтийский банк" на установление лимита остатка кассы в размере 600 000 руб. от 17.02.2005 г. Этим же разрешением предусмотрено право расходовать наличные денежные средства в пределах лимита без зачисления на расчетный счет.
В соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 14-П и на основании указанного разрешения ЗАО "Балтийский банк" наличные денежные средства в рублях, получаемые за реализацию билетов физическим лицам, расходовались на цели, предусмотренные законом без зачисления на банковский счет в пределах лимита остатка кассы.
На основании изложенного суд читает неправомерным вывод налогового органа о не подтверждении Обществом получения выручки.
Кроме того, положения пункта 7 статьи 3 НК РФ устанавливают, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принимая во внимании, что налогоплательщик представил в Инспекцию все документы в соответствии со статьей 165 НК РФ, все необходимые документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов, решение налогового органа от 18.01.2006 года N 06-01-56 в части отказа ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" в подтверждении применения налоговой ставки 0% но НДС при реализации услуг в сумме 690 441 руб. и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 67 209 руб. не соответствует положениям главы 21 НК РФ и нарушает права и законные интересы ОАО "Совавто - Санкт-Петербург".
При таких обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение МИФНС РФ N 13 по Санкт-Петербургу от 18.01.2006 N 06-01-56 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в части пунктов 2,3 решения.
Обязать МИФНС РФ N 13 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Совавто - Санкт-Петербург " путем возмещения налога на добавленную стоимость за сентябрь 2005 года в размере 67 209 руб. в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Возвратить ОАО "Совавто - Санкт-Петербург" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4516 руб. 30 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Е.С. Денего |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2006 г. N А56-17615/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2007 г. данное решение частично отменено