Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 19 декабря 2006 г. N А56-19903/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Хайруллиной Х.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудашкиной С.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец ОАО "Российские железные дороги" ответчик ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" о взыскании 160 687 руб. 80 коп.
при участии
от истца: Митрофанова Н.Ю. - представитель по доверенности N 11/2-23 от 16.08.2006;
от ответчика: Костина А.В. -представитель по доверенности N 76-юр от 12.07.2006.
установил:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось с иском к ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" о взыскании 160 687 руб. 80 коп. за пользование вагонами.
В обоснование своих требований истец указал невыполнение ответчиком технологических норм выгрузки вагонов, вследствие чего произошла задержка поезда N 2191 в составе 58 вагонов на промежуточной железнодорожной станции.
Ответчик представил письменный отзыв, иск не признал, считая, что истец не доказал вину порта в задержке поезда. По мнению ответчика, истец мог подать состав на взаимозаменяемые пути грузового района порта. Ответчик полагает, что отклонение от нормы времени на выгрузку не является подтверждением занятости всего фронта выгрузки в порту либо занятостью дополнительных железнодорожных путей порта и препятствием к подаче очередных прибывших в адрес порта под выгрузку железнодорожных составов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
19.03.2006 из-за большого скопления вагонов, поступивших в адрес ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на железнодорожную станцию Автово, на промежуточной железнодорожной станции Шушары был задержан поезд N 2191 в составе 58 вагонов, отправленный со станции Череповец-2 Северной железной дороги на станцию назначения Автово Октябрьской железной дороги, грузополучатель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
По факту задержки вагонов 19.03.2006 истцом был составлен акт общей формы N 57. Ответчик о факте задержки вагонов был уведомлен извещением N 1 Об от 20.03.2006.
Истец в доказательство факта задержки представил ведомости подачи и уборки вагонов, а также данные по вагонам, которые уже находились под выгрузкой в порту в период задержании спорных вагонов, по которым ответчиком не выполнялись технологические нормы выгрузки. Из приведенных истцом данных видно, что время, затраченное ответчиком на выгрузку поданных в его адрес вагонов в спорный период времени, многократно превышало установленную технологическую норму погрузки/выгрузки равную 3 часам.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствие с ч. 2 п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ 18.06.2003 N 26:
- основанием для начисления платы за пользование по задержанным в пути следования вагонам, является невыполнение грузополучателями технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Технологические нормы погрузки/выгрузки вагонов для ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" установлены пунктом 12 договора N 157/М от 01.01.2003, заключенного между правопредшественником ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станциям Автово Октябрьской железной дороги.
Кроме того, технологическая норма погрузки/выгрузки вагонов равная 3-м часам установлена пунктом 5.3.5 Единого технологического процесса работы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и станций Новый Порт и Автово Октябрьской железной дороги".
Доводы ответчика об обязанности истца подать железнодорожный состав на дополнительные пути при невозможности подачи к месту выгрузки из-за его занятости несостоятельны, поскольку ответчик, переложив обязанность доказывания наличия свободных железнодорожных путей для подачи вагонов на дополнительные пути, не признает свою вину в нарушении технологических норм выгрузки вагонов и ничем не подтверждает, что в случае подачи вагонов у ответчика имелась технологическая возможность своевременной выгрузки.
Суд находит, что задержка вагонов на промежуточной станции по причине неприема их станцией назначения Автово произошла при причине зависящей от ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", в связи с несоблюдением им технологических норм выгрузки вагонов уже поданных под выгрузку. Превышение технологических норм выгрузки вагонов подтверждается представленными истцом ведомостями подачи и уборки вагонов.
При указанных обстоятельствах истец правомерно на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации требует плату за пользование 58 вагонами в сумме 160 687 руб. 80 коп. за все время их задержки. Требования истца подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 64-66, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Взыскать с ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 160 687руб. 80коп. платы за пользование вагонами.
2. Взыскать с ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в доход федерального бюджета 4713руб. 75коп. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судия |
Х.Х. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2006 г. N А56-19903/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника