Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 июля 2006 г. N А56-22343/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2006 г.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захарова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Владимировой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "ПромСнабСервис"
ответчик ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области,
о признании недействительными ненормативных актов
при участии
от заявителя: Новицкая А.В.по дов. б/н от 26.04.06 г.
от ответчика: Васильева М.Ю. по дов. N 01/3516 от 21.04.06 г.
установил:
ООО "ПромСнабСервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными вынесенных Инспекцией ФНС России по Лужскому району Ленинградской области решений N 348 от 21.02.06 г., N 8336 от 17.03.06 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением отказа в привлечении к ответственности, решения N 8544 от 20.04.06 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 103011 об уплате налога по состоянию на 28.02.06 г., а также об обязании ИФНС возместить ООО "ПромСнабСервис" путем возврата из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за октябрь-декабрь 2005 г. в общей сумме 21217485 руб.
ИФНС полагает требования ООО "ПромСнабСервис" необоснованными, оспариваемые ненормативные акты законными, так как при проведении камеральных налоговых проверок сделан вывод о недобросовестности налогоплательщика.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной ООО "ПромСнабСервис" по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 г., ИФНС вынесено решение N 348 от 21.02.06 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ИФНС на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ в привлечении к ответственности ООО "ПромСнабСервис" за совершение налогового правонарушения отказала, а также отказала налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 7203292 руб. На основании решения N 348 от 21.02.06 г. ИФНС выставлено заявителю требование N 103011 об уплате налога по состоянию на 28.02.06 г.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной ООО "ПромСнабСервис" по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 г., ИФНС вынесено решение N 8336 от 17.03.06 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ИФНС на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ в привлечении к ответственности ООО "ПромСнабСервис" за совершение налогового правонарушения отказала, а также отказала налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6928642 руб.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной ООО "ПромСнабСервис" по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г., ИФНС вынесено решение N 8544 от 20.04.06 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ИФНС отказала ООО "ПромСнабСервис" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 13369941 руб., привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 420135 руб., предложила ООО "ПромСнабСервис" уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, неуплаченного (не полностью уплаченного) налога 13369941 руб., пени за несвоевременную уплату налога 218945,01 руб.
В обоснование принятых решений ИФНС указала следующее. Организацией- импортером заключены контракты с фирмой "Maxtool Industrial Co., Ltd.", Тайвань, с фирмой "Corinthal Investments Limited", Кипр. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ по контракту с фирмой "Maxtool Industrial Co., Ltd.", не оплачены. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ по контракту с фирмой "Corinthal Investments Limited", оплачены частично в декабре 2005 г., феврале 2006 г. Из анализа документов, представленных налогоплательщиком, поставка импортного товара осуществляется в адрес ООО "Гамма СПб" по договору поставки N 1/05-05 от 17.05.05 г. ООО "Гамма СПб" состоит на учете в ИФНС России по Красносельскому району Санкт-Петербурга с 04.03.04 г., на требование о представлении документов для проведения встречной проверки организация документы не представила, контактных телефонов нет. Согласно представленной выписке банка перечисление денежных средств ООО "Гамма СПб" производится в незначительных суммах, в размере таможенных платежей, необходимых для уплаты на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Средства, полученные налогоплательщиком, в тот же день списывались в уплату таможенных платежей. Из анализа представленных документов следует, что реализация товаров, приобретаемых ООО "Гамма СПб" у организации-импортера, осуществляется в адрес ООО "ИНСТАР", ООО "Экосплав", ООО "Бизнес-Стандарт". Расчеты за товар между ООО "ПромСнабСервис", ООО "Гамма СПб", ООО "ИНСТАР", ООО "Экосплав", ООО "Бизнес- Стандарт" осуществляются одним днем, что является одним из признаков фиктивной сделки. Согласно полученному от Балтийской таможни ответу факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ подтвержден. Кадровый состав организации 1 человек. Наблюдается рост дебиторской и кредиторской задолженности, кредиторская задолженность организации не полностью обеспечена активами, превышает дебиторскую задолженность. За период осуществления деятельности основными средствами (в частности, складскими помещениями, транспортом) и материально-техническими ресурсами налогоплательщик не располагает. Реализация товара осуществляется с минимальной торговой наценкой. Руководитель организации Рясинская Е.А. формально осуществляет функции руководителя и фактически не занимается финансово-хозяйственной деятельностью, что ставит под сомнение деятельность организации. Таким образом, вышеизложенные факты, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий; свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика, действия общества направлены на незаконное получение налога на Добавленную стоимость из федерального бюджета по товарам, ввозимым таможенную территориюРФ.
Из материалов дела следует, чтоООО "ПромСнабСервис" заключил контракты N С-PSS/5 от 16.05.05 г. с фирмой "Corinthal.Investments Limited"ч(Кипр), N MI-PSS/5 от 6.05.05 г. с фирмой "Maxtool Industrial" Co., Ltd." .(Тайвань), в соответствии с которыми осуществило ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации ООО "ПромСнабСервис" в составе таможенных платежей произвело уплату НДС в октябре 2005 г. в сумме 7203292 руб., в ноябре 2005 г. в сумме 6928642 руб., в декабре 2005 г. в сумме 13369941 руб.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления и уплата ООО "ПромСнабСервис" сумм НДС таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу РФ подтверждаются представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, выписок банка, платежных документов с отметками таможни, платежных документов о перечислении денежных средств на счет таможенного брокера, чеков о списании денежных средств по таможенной карте с отметками таможни.
Ввоз товаров и поступление в бюджет сумм НДС не оспариваются ИФНС в вынесенных решениях.
Приобретенные ООО "ПромСнабСервис" товары приняты к учету в установленном порядке.
Принятие товаров к учету подтверждается представленными в материалы дела копиями грузовых таможенных деклараций, журналов-ордеров и карточек счетов бухгалтерского учета, книги покупок за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г.
Ввезенные на таможенную территорию товары приобретены ООО "ПромСнабСервис" для перепродажи и переданы покупателю ООО "Гамма СПб" на основании договора поставки N 01/05-05 от 17.05.05 г.
В оплату за переданные ООО "Гамма СПб" товары на расчетный счет ООО "ПромСнабСервис" со счета покупателя поступили денежные средства в октябре 2005 г. в сумме 14885041,15 руб., в том числе НДС 2270599,54 руб., в ноябре 2005 г. в сумме 12727850,09 руб., в том числе НДС 1941536,46 руб., в декабре 2005 г. в сумме 13985358 руб., в том числе НДС 2104189,56 руб.
В декларации по НДС за октябрь 2005 г. ООО "ПромСнабСервис" отразило реализацию товаров в сумме 12614442 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 2270600 руб., налоговые вычеты в сумме 7221991 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 18699 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при' ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 7203292 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 4951391 руб.
В декларации по НДС за ноябрь 2005 г. ООО "ПромСнабСервис" отразило реализацию товаров в сумме 10786314 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 1941537 руб., налоговые вычеты в сумме 6938365 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 9723 руб., НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 6928642 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 4996828 руб.
В декларации по НДС за декабрь 2005 г. ООО "ПромСнабСервис" отразило реализацию товаров в сумме 11881168 руб., начисленный с реализации НДС в сумме 2104189 руб., налоговые вычеты в сумме 13373455 руб., в том числе НДС, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежащий вычету, в сумме 3514 руб., НДС, уплаченный таможеннным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в сумме 13369941 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС согласно представленной декларации составила 11269266 руб.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК Рф в редакции, действовавшей на момент применения налоговых вычетов, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, приобретение которых производится для осуществления производственной деятельности или иных признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, и только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1,2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Таким образом, в силу указанных положений НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС является фактическая уплата им налога поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) либо таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Материалами дела подтверждается выполнение ООО "ПромСнабСервис" всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г. и для возмещения из бюджета превышения по итогам указанных налоговых периодов налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Доводы ИФНС о фиктивности совершенных ООО "ПромСнабСервис" сделок противоречат материалам дела.
Представленные в материалы дела копии грузовых таможенных деклараций подтверждают осуществление заявителем хозяйственных операций, с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию РФ.
Также материалами дела подтверждено наличие хозяйственных отношений между ООО "ПромСнабСервис" и ООО "Гамма СПб".
Указывая на фиктивность заключенных ООО "ПромСнабСервис" сделок и связанных с ними расчетов, ИФНС не приводит сведений о том что в действительности заявитель не приобретал и не реализовывал товары, указанные в грузовых таможенных декларациях и договоре поставки. Подобный вывод не может быть сделан лишь на основе обстоятельств, связанных с деятельностью контрагентов заявителя, безотносительно к действиям последнего. В частности, непредставление ООО "Гамма СПб" документов для проведения встречной проверки может свидетельствовать о совершении этой организацией налогового правонарушения, что само по себе недостаточно для вывода об отсутствии договорных отношений между ООО "ПромСнабСервис" и ООО "Гамма СПб".
Также данное обстоятельство не может свидетельствовать о недобросовестности ООО "ПромСнабСервис" - самостоятельного налогоплательщика, поскольку положения НК РФ не позволяют сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия Других организаций, в том числе участвующих в движении товаров, и за ненадлежащее исполнение такими организациями своих налоговых обязательств. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 16.10.03 г. N 329
О, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестный налогоплательщик" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
При этом ООО "Гамма СПб", частично оплачивая приобретенные товары, надлежащим образом исполняет обязанности, вытекающие из договора с заявителем, поскольку в указанном договоре содержится условие об отсрочке платежа. Данное условие взаимосвязано с аналогичным условием в контрактах с иностранными поставщиками, заключенных заявителем, и, принимая во внимание значительный размер сумм, подлежащих уплате покупателем, не может быть признано экономически не оправданным.
Как следует из материалов дела, сроки оплаты поставленного товара, предусмотренные заключенными ООО "ПромСнабСервис" контактами с иностранными поставщиками и договором с российским покупателем, на момент вынесения ИФНС оспариваемых решений не истекли. Поступившая от покупателя частичная оплата за товар отражена ООО "ПромСнабСервис" в налоговом учете, НДС с реализации начислен. Расчеты же налогоплательщика с иностранными поставщиками не влияют на право применения налоговых вычетов, поскольку в случае ввоза товаров на таможенную территорию РФ сумма налога на добавленную стоимость уплачивается не поставщику, а таможенному органу.
Учитывая приведенные обстоятельства, направление заявителем поступивших от покупателя денежных средств на исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, в состав которых входит налог на добавленную стоимость, не является признаком недобросовестности налогоплательщика.
Доводы вынесенных ИФНС решений о среднесписочной численности организации, отсутствии у ООО "ПромСнабСервис" основных средств, в том числе складских помещений, транспорта, материально-технических ресурсов, наличии дебиторской и кредиторской задолженности и низкой рентабельности финансово-хозяйственной деятельности заявителя не принимаются судом как не основанные на положениях НК РФ, определяющих порядок применения налоговых вычетов и устанавливающих условия возникновения у налогоплательщика права на возмещение из бюджета превышения по итогам соответствующего налогового периода налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Данные доводы налогового органа, положенные в обоснование вынесенных решений, вне связи с доказыванием совершения ООО "ПромСнабСервис" и его контрагентами согласованных умышленных действий, направленных исключительно на искусственное создание оснований для возмещения налога из бюджета, не являются подтверждением недобросовестности заявителя при реализации права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 25.07.01 г. N 138-0, обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в порядке, установленном НК РФ, возлагается на налоговые органы.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает; что ИФНС не представила доказательств совершения ООО "ПромСнабСервис" и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, поскольку, как установлено материалами дела, заявитель осуществлял операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью перепродажи. Налоговым органом не опровергнуты и такие обстоятельства, как уплата сумм налога таможенному органу, оприходование товаров, реализация товаров российскому покупателю, получение от него оплаты за товары и отражение полученной выручки в налоговых декларациях.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, сУд не усматривает в действиях ООО "ПромСнабСервис" нарушения положений статей 171, 172 НК РФ при применении налоговых вычетов в октябре, ноябре, декабре 2005 г., а также недобросовестности и злоупотребления правом, предоставленным статьей 176 НК РФ, при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в применении налогового вычета, доначисления налога, начисления пеней и привлечения заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ у ИФНС не имелось.
В связи с этим принятые налоговым органом решения N 348 от 21.02.06 г., N 8336 от 17.03.06 г., за исключением отказа в привлечении к ответственности, решение N 8544 от 20.04.06 г., а также выставленное на основании решения N 348 от 21.02.06 г. требование N 103011 об уплате налога по состоянию на 28.02.06 г. подлежат признанию недействительными.
Пунктом 2 статьи 176 НК РФ установлено, что сумма налоговых вычетов, превышающая по итогам соответствующего налогового периода общую исчисленную сумму налога, направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате,налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При этом налоговые органы производят зачет самостоятельно.
Согласно пункта 3 названной нормы по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Письменные заявления о возврате начисленных к возмещению сумм НДС за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г. поданы ООО "ПромСнабСервис" в ИФНС 06.02.06 г., 01.03.06 г., 18.04.06г.
Согласно справке ИФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам за ООО "ПромСнабСервис" числится задолженность по налогу на добавленную стоимость, пени и штраф по НДС, начисленные оспариваемыми решениями ИФНС, а также решением, вынесенным ИФНС по камеральной проверке налоговой декларации на НДС за январь 2006 г. Заявителем представлены документы, свидетельствующие о том, что вынесенное налоговыми органом по камеральной проверке налоговой декларации на НДС за январь 2006 г. решение, а также выставленные на его основании требования об уплате налога, оспорены в арбитражном суде, действие данных ненормативных актов приостановлено судом. Другой задолженности перед федеральным бюджетом ООО "ПромСнабСервис" не имеет.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь статьями 167 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд.
РЕШИЛ:
Признать недействительными следующие ненормативные акты ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области:
- Решения N 348 от 21.02.06 г., N 8336 от 17.03.06 г. за исключением отказа в привлечении к ответственности, N 8544 от 20.04.06 г.,
- Требование N 103011 об уплате налога по состоянию на 28.02.06 г.
Обязать ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области возместить путем возврата из федерального бюджета ООО "ПромСнабСервис" НДС по операциям на внутреннем рынке за октябрь 2005 г. в сумме 4951391 руб., за ноябрь 2005 г. в сумме 4996828 руб., за декабрь 2005 г. в сумме 11269266 руб, всего в общей сумме 21217485 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение мевяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух
месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
В.В.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2006 г. N А56-22343/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника