Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 4 сентября 2006 г. N А56-25339/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2007 г.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Загараевой Л. П., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
истец ООО "НПФ "Барс-2"
ответчик МИФНС РФ N 21 по СПб
о признании недействительным решения
при участии
от заявителя: адв. Шарук О. Г. дов. N 343 от 20.06.06 г.
от ответчика: гл. спец. Хачатурова И. Л. дов. от 13.06.06 г.
установил:
ООО "НПФ "Барс-2" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС РФ N 21 по СПб о признании частично недействительным решения N 02/271 от 20.06.06 г. (с учетом уточнений).
Заинтересованное лицо требования не признало по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил:
По результатам выездной налоговой проверки ООО НПФ "Барс-2" (далее Общество) Инспекцией ФНС России по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее Инспекция) выявлены нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и составлен акт N 02/414 от 24.05.06г. (далее Акт).
На основании Акта Инспекцией вынесено решение N 02/271 от 20.06.06г. (далее Решение) о привлечении ООО НПФ "Барс-2" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основанием вынесения оспариваемого Решения явились следующие обстоятельства, изложенные в Акте и Решении:
неполная уплата налога на прибыль за 2004г., 1-е полугодие 2005г. в сумме 27 666 722 рублей;
неполная уплата НДС за 2003г., 2004г., 1-е полугодие 2005г. в сумме 20 814 206 рублей;
неправомерное возмещение из бюджета НДС по ставке 0 % в сумме 75 420. рублей.
В обоснование своей позиции Инспекция считает ООО НПФ "Барс-2" недобросовестным налогоплательщиком, т.к. по результатам встречных налоговых проверок основных контрагентов 000 НПФ "Барс-2", указанных в Решении, и направленных запросов установлено:
-местонахождение некоторых контрагентов не известно;
-некоторые контрагенты перестали сдавать бухгалтерскую отчетность;
-учредителем, руководителем и главным бухгалтером некоторых организаций является одно лицо;
-расчетные счета некоторых контрагентов открыты в одном и том же банке;
-контрагенты основных поставщиков 000 НПФ "Барс-2" также перестали сдавать отчетность и/или оплачивать налоги, местонахождение их не известно.
На основании вышеизложенных фактов и в подтверждение своей позиции о наличии у Общества недоимки по указанным налогам, Инспекция сделала вывод о том, что 000 НПФ "Барс-2" не имело реального намерения на осуществление хозяйственных операций с указанными в Решении организациями (своими контрагентами), а все действия Общества был направлены на завышение затрат.
В п. 2.1.1 акта проверки указано, что налогооблагаемая база по налогу на прибыль завышена на 115278008 руб.
В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса: в пункте 1 статьи 252 Кодекса определено, что в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя материальные расходы (статья 253 НК РФ), к которым относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (статья 254 Кодекса).
Таким образом, налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на включение в расходы понесенных затрат с местом регистрации контрагентов, уплаты ими налогов, сдачи бухгалтерской отчетности, состава учредителей, органов управления.
Налоговый орган не указывает на то, что расходы экономически нецелесообразны или документально не подтверждены.
По смыслу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-0 в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Презумпция добросовестности налогоплательщика может считаться опровергнутой, в частности, в случае представления налоговым органом доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных, лишенных экономического основания (разумной деловой цели) действий, направленных на искусственное создание оснований для возмещения налога из бюджета.
В Акте отсутствуют какие-либо факты недобросовестности 000 НПФ "Барс-2", подтверждающие совершение Обществом сделок лишь для вида с целью необоснованного приобретения права, связанного с уменьшением полученных доходов на сумму расходов по налогу на прибыль (п.1 ст. 252 НК РФ) и уменьшения общей суммы НДС на установленные налоговые вычеты (п.1 ст. 171 НК РФ).
Инспекция не представила доказательств недобросовестности налогоплательщика, в связи с чем вывод о недобросовестности ООО НПФ "Барс-2" является необоснованным и не подкрепляется материалами проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить на предусмотренные этой статьей вычеты общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ.
Из пункта 1 этой статьи следует, что налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
К первичным документам согласно названной норме относятся платежные документы, подтверждающие фактическую уплату предъявленных к вычету сумм налога, и счета-фактуры, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ являются основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету и возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса.
Пункт 5 статьи 169 НК РФ содержит исчерпывающий перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов.
Обществом по требованию Инспекции предъявлены оригиналы книги покупок за проверяемый период, из которых следует, что все платежи своим контрагентам подтверждены надлежащим образом оформленными счетами-фактурами.
Все сделки с контрагентами экономически обоснованы и выгодны с экономической точки зрения и заключались с организациями, указанными в акте, исключительно в целях приобретения сырьевых компонентов для производства готовой продукции.
Списание сырья на выпуск готовой продукции осуществлялось в соответствии с действующими нормами и соответствует объему выпуска готовой продукции производством.
Вместе с тем нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и пунктами 5-6 статьи 169 НК РФ, на покупателя товаров (работ, услуг) не возлагается ответственность за достоверность указанных в счетах-фактурах сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг). Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Согласно пункту 2.10 положения Центрального банка Российской Федерации "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение) расчетные документы, используемые при осуществлении безналичных расчетов, должны содержать, в том числе такой реквизит, как назначение платежа. Пунктом 2.10 Положения установлено, что налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения. Каких-либо дополнительных требований к заполнению данного поля, в частности необходимости указания номеров соответствующих счетов-фактур, нормами названного Положения не установлено.
Во всех платежных документах, подтверждающих оплату Обществом товаров, работ (услуг), своим контрагентам налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой с указанием суммы и применяемой процентной ставки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение МИФНС РФ N 21 по СПб N 02/271 от 20.06.06 г. в части доначисления налога на прибыль в сумме 27666722 руб., пени 5779666 руб., штрафа -5533344 руб., НДС в сумме 20788119 руб., пени 4791980 руб., штрафа - 4177779 руб.
Выдать заявителю справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 сентября 2006 г. N А56-25339/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника