Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 ноября 2006 г. N A56-34922/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 7 ноября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Троховой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Троховой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО " Строительная компания"Петербургская Недвижимость"
заинтересованное лицо ЛОГУ'Тосударственная экологическая инспекция Ленинградской
области"
об оспаривании постановления от 06.07.2006 N 326-01
при участии
от заявителя: Азиной О.В., по довер. от 11.09.2006; Хайдапова С.Д., по довер. от 10.04.2006
от заинтересованного лица: Митрофана А.К.. по довер. N 268 от 24.04.2006; Рыбакова А.А., по довер. N 109 от 07.02.2006
установил:
ООО "Строительная компания "Петербургская Недвижимость" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ЛОГУ "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) N 326-01 от 06.07.2006.
В судебном заседании представители Общества поддержали обращенные к суду требования.
Представители Инспекции просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду Инспекцией было выявлено, что Общество размещало в 2005 году строительные отходы на полигоне, расположенном на территории Ленинградской области, но не осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещения отходов. В адрес Общества 07.06.2006 были направлены расчет размера
платы за размещение строительных отходов и предписание о внесении указанной платы в соответствующий бюджет. Инспекцией был установлен срок исполнения предписания - 15 дней после его получения.
В связи с невнесением Обществом платы в указанный срок Инспекцией 22.06.2006 было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ; 29.06.2006 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Инспекции от 06.07.2006 N 326-01 Общество было привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. При этом Общество полагает, что у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также считает, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным административным органом.
Суд не может согласиться с указанными доводами Общества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ) загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из статьи 16 закона N 7-ФЗ, размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе размещение отходов производства и потребления, названный закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.
По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Такого рода платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности.
Материалами дела подтверждается, что Общество выступает заказчиком строительства жилых домов, которые являются объектами образования строительных отходов. По каждому строящемуся объекту Общество обеспечивает разработку и утверждение Технологического регламента обращения со строительными отходами, которым определяется количество образующихся отходов и класс их опасности, а также перевозчик и получатель отходов (л.д. 50-58).
В силу положений статьи 1 (пункт 16) Градостроительного кодекса РФ Общество является застройщиком, которому в соответствии со статьей 51 указанного кодекса выдается разрешение на строительство жилых домов.
Следовательно, Общество является лицом. которому предоставлено право осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и необходимым условием получения такого права является внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд соглашается с доводом Общества о том, что оно не является собственником строительных отходов по смыслу пункта 1 статьи 4 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", однако полагает, что данное обстоятельство не имеет значения для целей определения субъекта платежа за размещение отходов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "10.12.2005 N 284-О" следует читать "10.12.2002 N 284-О"
Из приведенных положений закона N 7-ФЗ, с учетом разъяснений Конституционного суда, изложенных в определении от 10.12.2005 N 284-0, следует, что обязанность по внесению платы за размещение отходов возложена на Общество.
Довод Общества о том, что право на рассмотрение дела, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, у Инспекции отсутствует, суд считает несостоятельным.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ, ст.ст. 6, 65 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.2 Закона Ленинградской области от 27.10.94 N 6-03, Постановлениями Правительства ЛО от 16.08.2002 NN 141, 143.
Тем не менее, суд считает оспариваемое постановление подлежащим отмене по другим основаниям.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Противоправность действий лица, привлекаемого к административной ответственности по указанной статьей, выражается в нарушении норм, устанавливающих сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В предписании Инспекцией произвольно был установлен срок для внесения указанной платы. В тексте оспариваемого постановления указано, что Обществом нарушены требования статьи 16 закона N 7-ФЗ, в то время как данная норма является отсылочной, и не содержит существенных элементов обложения применительно к плате за размещение отходов.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401 возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Действовавший на момент составления протокола об административном правонарушении от 29.06.2006 года приказ указанной службы от 27.01.2006 N 49 "Об установлении территориальными органами федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован в установленном порядке.
Согласно пункту 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 такие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что в действиях Общества отсутствует такой признак правонарушения как противоправность, в связи с чем основания для привлечения Общества к административной ответственности у Инспекции отсутствовали.
Кроме того, расчет платы за размещение строительных отходов произведен Инспекцией на основании данных, представленных получателем отходов - ЗАО "Завод КПО", который указал в качестве организации, образовавшей отходы - ООО "Строительное управление "Петербургская недвижимость" (л.д. 46-47).
Из технологического регламента обращения со строительными отходами (л.д. 50-53) следует, что указанная организация выступает генеральным подрядчиком строительства жилого дома по адресу: г. Санкт-Петербург, на участке между домами N 33 по ул.Рылеева и домом N 47 по ул.Восстания, заказчиком которого является Общество.
На основании каких сведений Инспекция пришла к выводу о том, что именно Общество является заказчиком строительства объектов по другим адресам, указанным ЗАО "Завод КПО" в качестве места образования размещенных отходов, из материалов дела не усматривается.
Договор N 163 от 18.10.2004 г., заключенный Обществом с ЗАО "Заводом КПО" на размещение строительных отходов, на который имеется ссылка в вышеуказанном технологическом регламенте, в материалы дела не представлен.
Договоры от 01.01.2005 N 01-/жгс, от 01.11.2005 N П-СТ/06 (л.д. 59-68) регулируют отношения между ООО "Строительное управление "Петербургская недвижимость", ООО "Золушка" (перевозчиком отходов) и ЗАО "Заводом КПО" (получателем отходов), и непосредственного отношения к Обществу не имеют.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд приходит к выводу, что Инспекция не доказала правомерность произведенного ею в отношении Общества расчета размера платы за размещение строительных отходов.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" от 06.07.2006 N 326-01 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО "Строительная компания "Петербургская недвижимость".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
М.В.Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2006 г. N A56-34922/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника