Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 марта 2007 г. N А56-49676/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 августа 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Цурбиной С.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Цурбиной С.И.
рассмотрев в судебном заседании 22.02-01.03. 2007г. дело по заявлению
заявитель ОАО 'Жилкомсервис Кронштадтского района'
ответчик Межрайонная ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным ненормативного акта
при участии
от заявителя Проскурина М.Г., (доверенность от 20.11.06)
от ответчика
22.02.07 - государственный налоговый инспектор Плоская Т.П. (доверенность от 22.02.07) 01.03.07 - главный специалист юридического отдела Спиридонова Ю.В. (доверенность от 09.01.07)
установил:
Заявитель оспаривает ненормативные акты МИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу:
- Решение N 12-07/01678ДСП от 10.11.06 в части доначисления налога на прибыль в сумме 728621руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 92057руб.;
- Требование N 14258 от 15.11.06 об уплате налога в части взыскания налога на прибыль в сумме 728621 руб. и пени - 6853руб.;
- Требование N 962 от 15.11.06 об уплате налоговой санкции в части взыскания штрафа в сумме 92057руб.
Налоговый орган полагает, что заявление удовлетворению не подлежит по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей, арбитражный суд установил следующее.
Оспариваемое Заявителем Решение вынесено по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. на основании акта проверки от 28.09.06 N 44. Решение оспаривается в части эпизодов по налогу на прибыль.
Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на прибыль за 2005г. вследствие занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 92057руб., доначислен налог на прибыль в размере 216248руб. (федеральный бюджет), применена ст. 75 Налогового кодекса РФ -начислены пени по этому налогу - 6853руб.
Позиция Инспекции сводится к признанию неправомерности формирования налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам из-за включения в его состав сумм дебиторской задолженности по платежам населения в размере 2877483руб. при отсутствии договорных обязательств между Обществом и населением, нарушению ст. 266 Налогового кодекса РФ.
Направленные Обществом возражения по акту выездной налоговой проверки Инспекцией не приняты.
В результате проверки выявлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в первом полугодии 2006г. в сумме 158436руб.. что повлекло привлечение Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. доначисление налога на прибыль, начисление пени.
Заявитель считает решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, вынесенным без учета специфики деятельности Общества.
Согласно материалам дела, ОАО "Жилкомсервис Кронштадтского района" создано по распоряжению КУГИ Санкт-Петербурга N 1243-р от 29.10.04 прежде всего с целью обслуживания жилого фонда казны Санкт-Петербурга, поддержания инженерных коммуникаций в исправном состоянии, обеспечения санитарного состояния мест общего пользования жилых домов и придомовой территории. Эти работы (услуги) оказываются населению, проживающему в многоквартирных домах, как собственникам квартир, так и нанимателям.
Основные виды деятельности Общества указаны в п. 2.2 Устава:
- организация эксплуатации жилищного и нежилого фонда;
- техническое обслуживание и ремонт общих коммуникаций, технических устройств строительных конструкций и инженерных систем зданий:
- техническое обслуживание (содержание) жилищного и нежилого фонда, включая диспетчерское и аварийное;
- подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- текущий ремонт жилищного и нежилого фонда;
-содержание общего имущества жилых домов;
- содержание придомовой территории;
- ремонтно-строительные работы.
Учитывая социальную значимость вышеуказанных работ, их непрерывность, Жилищный Комитет Правительства Санкт-Петербурга принимает нормативные акты, обязательные для исполнения Обществом и СПб ГУ "Жилищное агенство Кронштадтского района", осуществляет постоянный контроль за качеством выполнения Обществом работ (Распоряжения Жилищного Комитета приобщены заявителем к материалам дела).
Согласно нормативным актам Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга и заключенных Обществом договоров N 287 от 31.12.04, N 27 от 01.07.05, заявитель фактически выполняет работы населению.
ГУ ЖА выступает от имени населения, расчеты производятся ГУП "ВЦКП "ЖХ) - путем сбора платежей с населения и перечисления на счет Общества.
Заключение договоров заявителем с каждым жильцом многоквартирных домов не предусмотрено ни действующим законодательством, ни нормативными актами Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга.
Осуществляя эксплуатацию жилищного фонда в интересах населения Общество фактически совершает сделку, предусмотренную законом - ст.ст. 39, 153, 155, 158 ЖК РФ, что. согласно п. 1 ст. 159 ГК РФ допускает устную форму заключения договора.
Задолженность населения в сумме 7879180руб. 66коп., кроме того, льготы и субсидии льготной категории населения в сумме 5021290руб. 49коп. числились на счетах бухгалтерского учета заявителя по состоянию на 31.12.05.
Срок оплаты населением оказанных услуг предусмотрен п. 1 ст. 155 ЖК РФ.
Справка, полученная Обществом от ГУП "ВЦКП "ЖХ" содержит данные по задолженности населения, возникшей после указанного в ЖК РФ срока для оплаты жилищных услуг.
Срок для оплаты указывается также в счете-квитанции, которые жильцы получают от заявителя до 1 числа каждого месяца следующего за расчетным.
Поскольку срок для исчисления задолженности определен нормативными актами и счетами на оплату жилищных услуг, срок для исчисления задолженности населения определен Обществом обоснованно.
Договоров с населением ни ГУЖА, ни ОАО "Жилкомсервис Кронштадтского района" никогда не заключалось, расчеты производились согласно нормативных актов Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга.
В дело представлен акт инвентаризации дебиторской задолженности населения, сведения по инвентаризации направлены в инспекцию (л.д. 84-88).
Выше указанные обстоятельства с учетом специфики деятельности заявителя свидетельствуют, что дебиторская задолженность населения по состоянию на 31.12.05 относится к категории сомнительных долгов в целях создания резерва по сомнительным долгам для налогового учета.
Создание резерва по сомнительным долгам населения в сумме 2877483руб. соответствует требованиям ст. 266 Налогового кодекса РФ.
В пункте 7.2 Решения Инспекцией включен во внереализационные доходы резерв по сомнительным долгам в сумме 158436руб.
В соответствии с п. 5 ст. 266 Налогового кодекса РФ сумма резерва по сомнительным долгам не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.
Приказом по учетной политике заявителя на 2006г. также предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам на конец налогового периода.
Согласно ст. 285 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.
В течение 2006г. заявитель вправе использовать начисленный в 2005г. резерв на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Только если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода (2005г.), разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем налоговом периоде (по состоянию на 31.12.2006г.)
Довод Инспекции о занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необоснован.
Материалами дела не подтверждается наличие события вменяемого Обществу правонарушения, что в силу п. 1 ст. 109 Налогового кодекса РФ исключает привлечение' к налоговой ответственности.
У налогового органа не имелось правовых оснований для вынесения Решения в оспариваемой заявителем части, судом установлено нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решение в оспариваемой части подлежит признанию недействительным, что влечет признание недействительными Требований об уплате налога и начисленных санкций, направленных на основании этого Решения в части оспоренной заявителем (налога на прибыль).
Заявление обоснованно, документально подтверждено и подлежит удовлетворению, уплаченная госпошлина - возврату.
Налоговый орган от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительными ненормативные акты МИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу:
- Решение N 12-07/01678ДСЛ от 10.11.06 в части доначисления налога на прибыль в сумме 728621руб., привлечения ОАО "Жилкомсервис Кронштадтского района" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 92057руб. как несоответствующее ст. 109, 122 Налогового кодекса РФ:
- Требование N 14258 от 15.11.06 об уплате налога в части взыскания налога на прибыль в сумме 728621руб. пени - 6853руб., как несоответствующее ст. 69 Налогового кодекса РФ;
- Требование N 962 от 15.11.06 об уплате налоговой санкции в части взыскания штрафа в сумме 92057руб. как несоответствующее ст. 69 Налогового кодекса РФ.
2. Возвратить заявителю 7000руб. госпошлины по делу из федерального бюджета РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.И. Цурбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2007 г. N А56-49676/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника