Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 9 июня 2005 г. N А56-2161/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2005 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ульянова М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОАО "Ленполиграфмаш"
ответчик Инспекция МНС РФ по Петроградскому району Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии'
от заявителя Гудзь М.В., дов. от 17.08.2004г.
от ответчика Шершнева А.Г., дов. от 14.01.2005г.
установил:
ОАО "Ленполиграфмаш" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 30.12.2004г. N 4150425.
ИМНС РФ по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) против заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 38-39)..
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Инспекцией МНС РФ по Петроградскому району Санкт-Петербурга проведена выездная налоговая проверка ОАО "Ленполиграфмаш" по соблюдению налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2001г. по 31.12.2003г. По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт N 4150425 от 08.12.2004г. и принято решение от 30.12.2004г. N 4150425, оспариваемое заявителем, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 17 351 руб. за неуплату земельного налога, Обществу предложено в установленный срок уплатить в бюджет земельный налог за 2003 год в сумме 86 757 руб., пени в сумме 8 309 руб. за несвоевременную уплату земельного налога и штраф в указанном размере, а всего подлежит к уплате 112 417 руб. (л.д. 21-26, 29-31).
Как следует из объяснений представителя ответчика и усматривается из оспариваемого решения, Обществу вменяется занижение земельного налога за 2003 год в сумме 86 757 руб. в результате применения неправильного коэффициента индексации для начисления ставки земельного налога по земельному участку площадью 3041 кв. м., кадастровый N 8:3118:17 с объектом незавершенного строительства. При этом налоговый орган ссылается на пункт 1 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 17.09.2001г. N 814-ра "Об установлении арендной платы за участки, используемые не по целевому назначению", согласно которому с 01.01.2002г. земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, начиная с даты окончания действия разрешения на проведение строительно-монтажных работ, выданного Управлением государственного архитектурно-строительного надзора Санкт-Петербурга Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - УГАСН), относятся к используемым не по целевому назначению. Поскольку разрешение на проведение строительно-монтажных работ по данному земельному участку у Общества, налоговой инспекцией сделан вывод о том, что при расчете суммы земельного налога за 2003 год ОАО "Ленполиграфмаш" должно применить повышающий коэффициент 2, предусмотренный статьей 3 Закона РФ т 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Общество считает, что при вынесении оспариваемого решения налоговой инспекцией не было учтено, что строительство на данном земельном участке было начато не на основании разрешения УГАСН, а в особом порядке - в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.07.1985 г. N 697 "О дополнительных мерах по укреплению материально-технической базы книгоиздательского дела и ускорению научно-технического прогресса в полиграфическом машиностроении". Приостановление строительных работ на участке было вызвано прекращением финансирования. Общество правомерно не применило коэффициент 2 при расчете суммы земельного налога за 2003г., следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для взыскания налога, пени и штрафа.
Суд считает доводы заявителя обоснованными, а заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующими причинам.
Земельный налог установлен Законом Российской Федерации от 11.10.1991г. N 1738-1 "О плате за землю". В соответствии со статьей 3 указанного закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Порядок применения вышеуказанного положения регламентирован в Письме МЫС России N ИС-6-04/417 и Госкомзема России N СС-1109 от 21.05.1999, согласно которому основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города. Если такие решения органов местного самоуправления приняты, то они должны в недельный срок направляться в налоговые инспекции по району, городу.
При установлении фактов неиспользования налогоплательщиком или использования не по целевому назначению земельного участка налоговым органом направляется письмо в комитет по земельным ресурсам и землеустройству о факте нарушения земельного законодательства.
Налоговый орган должен обеспечить контроль за рассмотрением вопроса по письму в комитете по земельным ресурсам и землеустройству и дальнейшее его решение в органах местного самоуправления. При принятии решения по данному факту (решение органов местного самоуправления, на основании которого налогоплательщики включаются в соответствующий список) налоговые органы начисляют налогоплательщику земельный налог, применяя ставки налога в двукратном размере.
Самостоятельного решения о применении ставки в двукратном размере за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по назначению, налоговые органы принять не могут.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Доказательства рассмотрения вопроса о нецелевом использовании Обществом земельного участка соответствующими представительными органами Санкт-Петербурга в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в данном случае суд считает ошибочным применение инспекцией положений распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 17.09.2001г. N 814-ра "Об установлении арендной платы за участки, используемые не по целевому назначению" по отношению к собственнику земельного участка.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "Ленполиграфмаш" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 17 351 руб. за неуплату земельного налога за 2003 год, предложения в установленный срок уплатить в бюджет земельный налог за 2003 год в сумме 86 757 руб., пени в сумме 8 309 руб. за несвоевременную уплату земельного налога и штраф, следовательно, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
По настоящему делу заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными решение Инспекции МНС РФ по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 30.12.2004г. N 4150425, вынесенное в отношении ОАО "Ленполиграфмаш". На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья |
М.Н. Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 июня 2005 г. N А56-2161/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника