Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 апреля 2008 г. N А56-5184/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Корушовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Корушовой И.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "ТРАНС ЛАЙНС ФОРВАРДИНГ"
заинтересованное лицо Балтийская таможня
об оспаривании постановления по делу об административной правонарушении N 10216000-1212/2007 от 17.01.2008
при участии
от заявителя Антоневич Я.О. по доверенности от 29.02.2008
Филимонова.Л.И. ген.директор паспорт 40 99 280716. решение от 09.02.2006 N 1 от заинтересованного лица
Рождественская К.С. по доверенности от 29.12.2007 N 04-19/1056
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНС ЛАЙНС ФОРВАРДИНГ" (далее - Общество, ООО "ТРАНС ЛАЙНС ФОРВАРДИНГ", экспедитор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 17.01.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000-1212/2007.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
В морской порт Санкт-Петербург на теплоходе "Маерск Валетта" прибыл товар "COMPLEX OF STONE CRUSHER" no коносаменту 854334102 в контейнере MSKU 66998949, вес брутто 24500.
08.06.2007 экспедитором товара ООО "ТРАНС ЛАЙНС ФОРВАРДИНГ" в таможню подана транзитная декларация (далее - ТД) N 10216090/080607/1118362.
Согласно представленной декларации отравителем товара- "Дробильная сортировочная установка в комплекте" является фирма "N.V.D Trading and investment corporation" (Вьетнам), получателем ООО "Дробтех".
Сотрудниками Таможни проведен таможенный досмотр указанного груза (АТД 10216070/090607/002082), в ходе которого установлено, что в контейнере находятся товар в виде разобранного оборудования. а также товар по внешнему виду похожий на газо-резательную машину в комплекте с инструкцией по эксплуатации "TRACK TYPE OXY-ACETYLENE CUTTING MACHINE MODEL CGI-30".
На основании актов досмотра таможенным органом 09.06.2007 вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении N 1021600-1212/2007 и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
По результатам административного расследования таможенный орган сделал вывод о наличии в действиях экспедитора состава административного правонарушения, выразившегося в представлении Таможне недостоверных сведений о наименовании товара, что послужило основанием для вынесения постановления от 17.01.2007 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество не согласилось с постановление таможенного органа и обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Отношения, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Законом N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), и договором транспортной экспедиции (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 87-ФЗ экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.
При этом своевременное предоставление экспедитору полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, входит в обязанности клиента (пункт 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ).
Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков (подпункт 5 пункта 2 статьи 81 ТК РФ).
Товар принят Обществом к перевозке в опломбированном контейнере, целостность наложенных средств идентификации не нарушена, что подтверждается материалами дела и отражено в оспариваемом постановлении Таможни. Общество указало сведения о наименовании товара в соответствии с договором N 08/NL/F-2007 от 07.05.2007. коносаментами, инвойсом. Документами, содержащими иную информацию относительно сведений о товаре, заявитель не располагал.
Ссылка таможенного органа на статью 104 ТК РФ, согласно которой лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, с разрешения таможенного органа вправе совершать операции по отбору проб и образцов товаров, а также операции по подготовке товаров к вывозу со склада временного хранения необоснованна, поскольку данной нормой предусматривается право, а не обязанность экспедитора производить проверку груза и сведений о нем. Кроме того, подобные права могут быть предоставлены при условии, если операции с товарами, перечисленные в пункте 1 статьи 104 ТК РФ, не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.
Таможня не ссылается на нормы таможенного законодательства, согласно которым экспедитор обязан проверять наличие в опломбированном контейнере товаров, не заявленных к перевозке, и вправе с этой целью вскрывать контейнер без согласия грузоотправителя либо грузополучателя.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку Таможня не доказала, что Общество имело реальную возможность проверить достоверность указанных в товаросопроводительных документах сведений.
При таких обстоятельствах требование Общества о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 17.01.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000-1212/2007 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Балтийской таможни от 17.01.2008 по делу об административном правонарушении N 10216000-1212/2007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС ЛАЙНС ФОРВАРДИНГ" (ИНН 7805390941, ОГРН 1067847328559, юридический адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул.Маршала Говорова, д.35 офис 334) к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
И.М.Корушова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2008 г. N А56-5184/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника