Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 23 апреля 2008 г. N А56-6958/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Сайфуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сайфуллиной А.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Жилищное Хозяйство"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 5 по Ленинградской области
о признании недействительным решения от 29.01.2008 N 12-05/4919
при участии
представителя, заявителя Царукян К.П. доверенность в материалах дела (л.д. 18) представителя заинтересованного лица Конецкой Е.Ю. доверенность от 09.01.2008 N 03-05/05, Теренияой Т.А. доверенность от 18.04.2008 N 03-05/31
установил:
ООО "Жилищное Хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и .Ленинградской области с заявлением о признании недействительным принятого Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция) решения от 29.01.2008 N 12-05/4919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) в части:
- подпункта 1 пункта 1
- подпункта 1 пункта 2
- подпункта 1 пункта 3.1
Представитель Общества заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Представители Инспекции заявленные требования не признали, указав на то, что при вынесении оспариваемого решения нарушений требований НК РФ допущено не было.
Дело рассмотрено в судебном заседании по имеющимся в деле документам в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая Проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2004г. по 11.12.05. По результатам проверки Инспекцией было вынесено Решение от 29.01.2008г. N 12-"5/4919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), в соответствии с которым:
- Общество было привлечено к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за:
неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 368809,95 рублей, неполную уплату ЕСН в виде штрафа в размере 1414,40 рублей,
- были начислены пени за несвоевременную уплату:
НДС в сумме 308783,76 рублей, НДФЛ в сумме 5218,30 рублей, ЕСН в сумме 1564,47 рублей, страховых взносов в сумме 842,41 рубль,
Обществу было предложено уплатить:
НДС в сумме 1844049,73 рубля,
ЕСН в сумме 7072,00 рублей,
страховые взносы в сумме 3808,00 рублей,
Не согласившись с Решением в части касающейся начисления НДС, соответствующих пеней и штрафов Общество оспорило Решение в судебном порядке.
В оспариваемом Решении указывалось, что основанием для доначисления НДС явилось неправомернее не включение Обществом в объект налогообложения денежных средств полученных за жилищно-коммунальные услуги, оказанные льготным категориям граждан по тарифам, утвержденным местными органами власти с учетом НДС. По мнению Инспекции, денежные средства были получены Обществом не на покрытие убытков, связанных с реализацией жилищно-коммунальных услуг по льготным тарифам, а на их оплату.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из предтавленных в материалы дела документов, следует, что Общество оказывало жилищно-коммунальные услуги гражданам, в том числе гражданам, имеющим предусмотренкые законодательством льготы по оплате этих услуг.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления. Соответствующие тарифы были установлены для населения решением Совета депутатов муниципального образования города Волхов Волховского муниципального района Ленинградской (том 1, л.д. 106-109).
Порядок и условия предоставления субсидий определен постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2003 года N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", принятым во исполнение Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", постановления Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области".
"Положением об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27 ноября. 2003 года N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен Порядок расчета перечисляемых из бюджета Санкт-Петербурга субсидий гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, на содержание и текущий ремонт жилья (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения субсидия (скидка, компенсация) на оплату содержания и ремонта жилья (технического обслуживания), капитального ремонта, найма жилого помещения (далее - оплата жилья) и коммунальных услуг - мера социальной защиты, устанавливаемая как социальная гарантия обеспечения прав граждан в жилищной сфере при расчете за жилищно-коммунальные услуги. Пунктом 1.3. установлено, что субсидии предоставляются гражданам в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи семьям в жилищной сфере, основанной на нормах Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и последующих нормативных и правовых актов Российской Федерации (далее - Программа жилищных субсидий). Согласно пункту 1.14. - субсидия предоставляется гражданину (семье) в безналичной форме, в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги, если иной порядок не установлен нормативными и правовыми актами Ленинградской области.
Обществом были заключены соответствующие договоры с Комитетом социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района (том 1, л.д. 112-120), в соответствии с которым Комитет обязывался осуществлять перечисление средств Обществу в пределах выделенных ассигнований на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки граждан.
Обществом получались из бюджета денежные средства, являющиеся дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Данное обстоятельство подтверждается, представленными в материалы дела оборотно-сальдовыми ведомостями, платежными поручениями. Факт получения дотаций не оспаривается Инспекцией.
Представляется несостоятельным довод Инспекции о том, что полученные на покрытие убытков денежные средства получены не на покрытие убытков, связанных с реализацией жилищно-комкунальных услуг, а на их оплату.
Согласно положениями статьи 39 НК реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в .случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Потребители производили оплату названных Обществом услуг по установленным тарифам, убытки, связанные с применением этих тарифов Общество покрывали дотации из местного бюджета, полученные в размере разницы между утвержденными тарифами, и фактическими ценами реализации услуг, что соответствует положениям пункта 2 статьи 154 НКРФ.
Обществом получались из бюджета денежные средства, являющиеся дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Данное обстоятельство подтверждается, представленными в материалы дела оборотно-сальдовыми ведомостями, платежными поручениями. Факт получения дотаций не оспаривается Инспекцией.
Услуги оказывались непосредственно потребителям и оплачивались также потребителями услуг. Полученные Обществом денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги), поскольку указанные дотации напрямую не связаны с реализацией услуг. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В письме от 27.03.02 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.00 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных обществом убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценив, представленные в дело документы в совокупности, суд полагает, что Вывод Инспекции о том, что Общество не обоснованно не включило в базу, облагаемую НДС, полученные из бюджета средства, не правомерным. Начисление пеней и штрафа, также следует признать неправомерным.
Общество, представило заявление о взыскании судебных издержек, связанных с оплатой оказанных юридических услуг в сумме 15000,00 рублей.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. На основании статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в Суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 АПК РФ отнесены к судебным издержкам. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
Процессуальным законодательством не предусматривается освобождение налоговых органов от возмещения судебных издержек.
Согласно) пункту 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Заявляя требований о взыскании судебных издержек, Общество не представило Документы подтверждающие размер таких издержек, в связи с чем, суд считает возможным отказать в удовлетворении заявленных требованиях о взыскании с Инспекции судебных издержек в сумме 15000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные ООО "Жилищное Хозяйство" требования удовлетворить в части признания недействительным принятого Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области решения от 29.01.2008 N 12-05/4919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- привлечения к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 368809,95 рублей,
- начисления пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 308783,76 рублей,
- предложения уплатить НДС в сумме 1844049,73рубля.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области в пользу ООО "Жилищное Хозяйство" понесенные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00 рублей.
На решение может быть додана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
А.Г. Сайфуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2008 г. N А56-6958/2008
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника