Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 апреля 2008 г. N А56-53233/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Корушовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Кристи Интернэшнл Лтд"
заинтересованное лицо Балтийская таможня ..
о признании незаконными бездействия таможни, выразившегося в не оформлении в надлежащие сроки документов на выдачу товаров по ГТД N 10216080/210307/0036199
при участии
от заявителя: Клюева А.А. (доверенность N 082 от 18.02.2008)
Тульская К.М. (доверенность от 18.02.2008 N 002)
от заинтересованного лица: Екимова Д.В. (доверенность N 04-19/1064 от 29.12.2007)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кристи Интернэшнл Лтд" (далее - Общество, Заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее '- Таможня, таможенный орган), выразившегося в нарушении срока выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216080/210307/0036199.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования, представитель Таможни просил в удовлетворении требований Заявителя отказать, так как считает что таможенным органом срок выпуска товара не нарушен.
Как видно из материалов дела, 21.03.2007 на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары - N 1 - трубы металлические,б/у, прямо шовные, толщина стенки до 20мм, диаметр 720 мм-20 шт, ГОСТ 20295-85; диаметр 1020мм-20шт ГОСТ 8696-74 - код ТН ВЭД 7305310000, N 2 - трубы металлические, б/у, бесшовные, горячедеформированные, диаметр 180 мм - Зшт., толщина стенки 10-24 мм; диаметр 219 мм-13 шт., толщина стенки -43 мм; диаметр 273мм - 7шт., толщина стенки 12-44 мм; ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74 - ТН ВЭД 7304399300; N 3- трубы металлические, б/у, бесшовные, горячедеформированные, диаметр 42 мм- 74 шт., толщина стенки - 7мм; диаметр 45 мм - 9шт., толщина стенки - 8мм, диаметр 48 мм- 46 шт., толщина стенки 8,5 мм; диаметр 76 мм-8шт, толщина стенки 12-19 мм; диаметр 80 - 7 шт., толщина стенки 8-12 мм, диаметр 83 мм-12 шт., толщина стенки 8-12 мм, диаметр 89 мм - 16 шт., толщина стенки 12 мм; диаметр 95 мм - 5 шт., толщина стенки 10-23 мм- диаметр 114 мм - 24 шт., толщина стенки 10-35 мм; диаметр 121 мм -16 шт., толщина стенки 17 мм; диаметр 127 мм -14 шт., толщина стенки 10-45 мм; диаметр 140 мм - 2 шт., толщина стенки 12-22 мм; диаметр 146 мм - 8 шт., толщина стенки 13 мм; диаметр 152 мм - 2 шт толщина стенки 10-30 мм; диаметр 168 мм - 2 шт., толщина стенки 10-20 мм - код ТН ВЭД 7304399200. Получателем данных товаров является Общество, которое представило товар к таможенному оформлению и подало ГТД N 10216080/210307/0036199 21.03.2007 Таможня выставила Обществу требование о необходимости предоставления технической документацию на декларируемый товар от производителя, а также указала, что связи с возможной классификацией товаров возможно нужна лицензия и обеспечении таможенных платежей в размере 176812, 45 рублей в срок до 21.04.2007.
19.04.2007 в ходе таможенного контроля произведен таможенный досмотр товара, взяты образцы товара и направлены на экспертизу.
26.04.2007 в Балтийскую таможню поступило обращение Заявителя о выпуске товара под обеспечение таможенных платежей, с указанием на платежное поручение N 12 Ют 06.04.2007.
11.07.2007 на основании заключения эксперта N 414/04-2007 Таможней возбуждено дело N 10216000-1461/2007об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по части товара N 1 (трубы металлические, б/у, прямошовные, толщина стенки до 20 мм, диаметр 720мм - 20 шт, ГОСТ 20295-85).
18.07.2007 Таможня выставила Обществу требования о предоставлении сертификата радиационного качества, выданного Госкомэпидемнадзором РФ на товар трубы металлические, б/у, прямошовные, толщина стенки до 20 мм, диаметр 720мм - 20 шт, ГОСТ 20295-85 в связи с обнаружением признаков недостоверного декларирования.
По оставшейся части товара N 1, товару N 2, N 3 проведена повторная экспертиза СВТС-ЭКПЕРТ (заключение N 381/15-2007 от 06.08.2007).
29.08.2007 таможенным постом материалы повторной экспертизы направлены в ОТН И ПТ для принятия решения о классификации товара N 2 и N 3 и части товара N 1.
14.09.2007 товары N 2 и N 3 и часть товара N 1 выпущены, коды ТН ВЭД не изменены.
Общество посчитало, что Таможня нарушила срок выпуска товаров, предусмотренный пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), и оспорило бездействие таможенного органа по оформлению данной ГТД в судебном порядке.
В соответствий с пунктом 1 статьи 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ;
2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены; после выпуска товаров;
3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ (пункт 1 статьи 152 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащий уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку другим способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).
В пункте 6 статьи 153 ТК РФ указано, что в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 340 ТК РФ одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей является денежный залог - внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе.
В материалах дела имеется адресованное Таможне письмо Общества от 10.04.2007 N БТ-09/04/2007/3 вх. N 5107, согласно которому во исполнение требования таможенного органа от 21.03.2007 декларант сообщает о предоставлении им обеспечения уплаты таможенных платежей по ГТД N 10216080/210307/0036199 в виде денежного залога с указанием реквизитов платежного поручения, с которого следует произвести списание. Денежные средства в соответствии с платежным поручением N 121 на счета
Таможенного органа поступили, но не были списаны по причине отсутствия подлинного платежного поручения.
В соответствии с частью 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В силу пункта 1 статьи 340 ТК РФ уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:
1) залогом товаров и иного имущества;
2) банковской гарантией;
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
4) поручительством.
Пунктом 2 данной статьи ТК РФ предусмотрено, что обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по выбору плательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 425 ТК РФ документы, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом или в определенном им порядке, в том числе таможенная декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, установленных федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Обществом используется система электронных платежей "Банк-Клиент" и все платежные документы поступают через Банк-корреспондент на счета Балтийской таможни.
В соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Далее - Положение) порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении, и заключаемыми между Банком России или кредитными организациями и их клиентами договорами, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации.
В силу пункта 2.2 Положения расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств.
Положениями Банка России N 20-П от 12.03.1998 и N 36-П от 23.06.1998 установлено, что электронные платежные документы, включенные в состав пакета, подписанного электронной цифровой подписью, признаются имеющими равную юридическую силу с расчетными документами, составленными на бумажном носителе, подписанными уполномоченными лицами и заверенными оттиском печати.
С учетом пункта 3 статьи 330 ТК РФ направление Обществом в адрес таможни письма N БТ-09/04/2007/3 от 10.04.2007 о распоряжении авансовыми платежами со ссылкой на платежный документ N 121 от 06.04.2007 свидетельствовало о намерении Общества пользовать денежные средства в качестве таможенных платежей в отношении конкретной партии товаров.
При таких обстоятельствах довод таможенного органа о том, что декларант был обязан предоставить в Таможню оригинал платежного документа для списания денежных средств, судом отклоняется. '
Экспертизами N 414/04-2007 от и N 381/15-2007 от 06.08.2007 подтверждена правомерность заявленных декларантом кодов ТН ВЭД на товары N 2, N 3 и часть товара N 1.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решен я, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которь приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таможней не представлено доказательств обоснованности не выпуска товара 06.08.2007 - с даты проведения повторной экспертизы до 14.09.2007.
Требование таможенного органа о предоставлении на ввозимый товар сертификата радиационного качества, выданного Госкомэпидемнадзором РФ является необоснованным последующим основаниям.
Таможенный орган не пояснил в сооответсвии с каким нормативным документом декларанту необходимо при импорте товара представлять заключения (сертификаты) по радиационной безопасности.
Письма ГТК России от 07.08.96 N 01-15/14174, от 25.02.1997 N 01-15/3495, от 28.06.2000 N 01-06/17635 в данном случае не применяются, поскольку относятся к экспорту товара.
В материалах дела отсутствует решение Таможни о классификации товара - трубы металлические, б/у, прямошовные, толщина стенки до 20 мм, диаметр 720 мм-20 шт, ГОСТ 20295-85 по иному коду ТН ВЭД, отличному от заявленного Обществом, поэтому требование сертификата, в связи с возможной классификацией товара по ТН ВЭД 7204, необоснованно.
Следует отметить, что в материалы дела не представлены документы об изъятии или аресте в входе производства административного дела товара - трубы металлические, б/у, прямошовные, толщина стенки до 20 мм, диаметр 720 мм-20 шт, ГОСТ 20295-85, и ответы Таможни на обращения Заявителя о выпуске товара, следовательно ссылка Таможни на положения статьи 154 ТК РФ является неправомерной.
При таких обстоятельствах, требование Заявителя о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров по ГТД N 10216080/210307/0036199 подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, пунктом 5 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" судебные расходы, понесенные Обществом, подлежат взысканию с Таможни.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействия Балтийской таможни, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров по грузовой таможенной декларации N 10216080/210307/0036199.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кристи Интернэшнл Лтд" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
И.М.Корушова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2008 г. N А56-53233/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника