Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 4 июля 2005 г. N А56-6937/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 февраля 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2005 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Спецаковой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ЗАО "Каппа Санкт-Петербург "
ответчик Инспекция ФНС РФ по Всеволожскому району
о признании недействительным решения
при участии
от истца предст. Юдина Л.Н. - дов. б/н от 03.02.05 (паспорт 4005 N 040678)
от ответчика вед. спец. юр. отд. -Кондратьева И.В. -дов. N 04-23/2867 от 21.02.05
установил:
ЗАО "Каппа Санкт-Петербург" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области о признании недействительным решения N 7 от 26.01.2005 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответчик налоговая инспекция просит заявление отклонить, ссылаясь на неправомерность применения льготы при исчислении налога на прибыль обществом за 9 месяцев 2004 года.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области по результатам камеральной проверки налоговой декларации ЗАО "Каппа Санкт-Петербург" по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 года принято решение N 7 от 26.01.2005 года, которым с общества взыскан налог на прибыль в областной бюджет в сумме 1 969 548 руб.
В обоснование налоговая инспекция в решении сослалась на следующие обстоятельства.
В ходе проверки установлено, что общество заявило льготу по налогу на прибыль в территориальный бюджет за 9 месяцев 2004 года на основании Договора об инвестиционной деятельности в Ленинградской области от 16.12.1997 года, заключенного с правительством Ленинградской области. Льгота применена Обществом на основании Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-03.
По мнению инспекции, общество не имело права в проверяемом периоде применять льготы, предоставленные указанным законом, поскольку Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ действие льготы с 1 января 2004 года прекращено.
Вывод налоговой инспекции следует признать ошибочным, поскольку инспекцией не учтен длящийся характер налоговых правоотношений, возникших в 1997 году при реализации Обществом права на использование льготы по налогу на прибыль, предусмотренной Областным законом N 24-03. Это обусловлено выводами из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, началами обеспечения стабильности правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-0, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Аналогичная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена и в определении от 07.02.2002 N 37-0.
Из материалов дела следует, что Общество в силу Закона Ленинградской области N 24-03 получило право на применение налоговой льготы по налогу на прибыль в 1997 году на срок 8 лет - до 4 квартала 2005 года, из которых сумма налога на прибыль, подлежащая внесению в территориальный бюджет Ленинградской области, уменьшается сначала (на период окупаемости инвестиций - до 4 квартала 2003 года) на 100, а затем (в течение 2 лет после завершения периода окупаемости - до 4 квартала 2005 года) на 50 процентов.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 06.08.2001 N 110-ФЗ признан утратившим силу Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением порядка применения ряда налоговых льгот.
В частности, в названной статье (в редакции от 08.12.2003) указано, что предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
Действовавшая ранее редакция этого пункта предусматривала, что указанные льготы действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривалось, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Законом Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-03 (далее - Областной закон N 24-03) установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Ленинградской области, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Ленинградской области на основании инвестиционных договоров.
В соответствии со статьей 7 Областного закона N 24-03 и инвестиционным договором от 16.12.1997 Общество полностью освобождено от уплаты налога на прибыль, поступающего в бюджет Ленинградской области, на период фактической окупаемости названного инвестиционного проекта и на 50 процентов в течение двух лет после завершения фактической окупаемости инвестиций, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенных на созданных (приобретенных) в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях или посредством технологий, внедренных в ходе реализации проекта.
Применение к длящимся налоговым правоотношения нового закона, ухудшающего положение налогоплательщика, противоречит статье 57 Конституции РФ и пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Федеральный закон, которым сокращен срок использование льготы, является законом, ухудшающим положение налогоплательщика, то есть законом, не подлежащим применению.
Из изложенного следует, что Общество обоснованно применило льготу за 9 месяцев 2004 года в размере 50 процентов освобождения по налогу на прибыль в бюджет Ленинградской области и решение налоговой инспекции о взыскании этого налога является незаконным.
Ссылка налоговой инспекции на Решение Ленинградского областного суда от 04.11.2004 года по делу N 3-188/2004 не может быть принята судом во внимание в силу следующего.
Указанным решением признана недействующей только статья 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 года N 24-оз. Льготы же были предоставлены на основании статьи 10 этого закона. Кроме того, решением областного суда была признана недействующей и противоречащей статье 284 НК РФ статья 7 закона N 24-оз в измененной редакции, вступившей в силу с 01.01.2004 года. Вопрос о применении названного закона к конкретной ситуации не рассматривался. Статья 3 Федерального закона N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вступает в силу с 01 января 2005 года, а не с 01.01. 2004 года, что указанным решением областного суда не исследовалось
Руководствуясь статьями 110, 169-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Всеволожскому-району Ленинградской области от 26.01.2005 года N 7 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить ЗАО "Каппа Санкт - Петербург" из федерального бюджета уплаченную по делу госпошлину в сумме 3000 руб.
Выдать справку после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый апелляционный суд в течение месяца после его принятия или кассационная жатоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья |
Т.Е. Спецакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 июля 2005 г. N А56-6937/2005
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника