Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 1 декабря 2010 г. N 33-16242
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Белисовой О.В.
судей Вашкиной Л.И. Смышляевой И.Ю. При секретаре Пищеревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-752/10 по кассационной жалобе Вельмисова И.А. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 октября 2010 года по иску Вельмисова И.А. к Военному Комиссариату Ленинградской области о признании ненормативного акта ВК ЛО об исключении надбавки за классную квалификацию недействительным, взыскании невыплаченной суммы надбавки за классную квалификацию, возмещении морального вреда.
Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения представителей Военного комиссариата Ленинградской области - Мишина А.А., Акишина А.Н.,
судебная коллегия гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Вельмисов И.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области (далее по тексту ВК ЛО), просил признать недействительным ненормативный акт, принятый ответчиком об исключении надбавки за классную квалификацию, взыскать с ответчика невыплаченную сумму надбавки за классную квалификацию за период с января по октябрь 2010 года в размере 22449 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является военным пенсионером, при увольнении с военной службы на пенсию с должности начальника кафедры тактики армейской авиации за 36 лет календарной выслуги и 42 года в льготном исчислении Военным комиссариатом Московской области ему была назначена пенсия в размере 85 % от денежного содержания, указанного в денежном аттестате. Оспариваемым актом, принятым ВК ЛО размер его пенсии был уменьшен на основании сообщения Центральной квалификационной комиссии летного состава государственной авиации при Министерстве обороны РФ, с чем истец не согласен и полагает свои права, как военного пенсионера, нарушенными.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 октября 2010 года в удовлетворении заявленных исковых требований Вельмисову И.А. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.
В судебную коллегию поступило ходатайство Вельмисова И.А. об отложении слушания дела в связи с нахождением его представителя за пределами РФ и занятостью истца по службе. Судебная коллегия находит данное ходатайство подлежащим отклонению, поскольку в силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Исходя из того, что Вельмисов И.А. подробно изложил свои доводы в кассационной жалобе, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя, полагая, что указанные истцом причины неявки в судебное заседание по смыслу ст. 167 ГПК РФ не могут быть признаны уважительными.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика, не усматривает оснований к отмене решения, постановленного судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска.
Судом первой инстанции установлено, что приказом от 20 октября 1990 года Министра обороны СССР NNВельмисов И.А. назначен преподавателем кафедры боевой подготовки и безопасности полетов ВВА им.Ю.А.Г., с указанием о перемещении на должность, не связанную с выполнением летной работы по возрасту, с сохранением за ним права на исчисление пенсии по выслуге лет.
Истец уволен на пенсию с августа 2006 года с должности начальника кафедры тактики армейской авиации ВВА им. Ю.А. Г. с назначением ему пенсии, размер которой установлен денежным аттестатом.
В 2009 году истец изменил место жительства, в связи с чем его дело было направлено в финансово-экономическое управление Ленинградского военного округа на консультацию.
Разрешая спор, суд на основе надлежащей оценки представленных сторонами доказательств установил, что оспариваемый акт об исключении надбавки за классную квалификацию был вынесен ВК ЛО в соответствии с нормами действующего законодательства и в рамках предоставленных полномочий.
На основании положений ст. 43 ФЗ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции от 02.02.2006 N 20-ФЗ), пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих...; для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; также для исчисления пенсии в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации.
На основании Приказа МО РФ от 9 августа 2007 г. N 325 "Об утверждении инструкции по выдаче денежных аттестатов военнослужащим" денежные аттестаты выдаются при увольнении с военной службы в запас или отставку - имеющим право на получение пенсии или ежемесячного социального пособия, оклада по воинскому званию.
Согласно указанного приказа, начальник финансового органа при зачислении военнослужащих на денежное довольствие обязан проверить по предъявленному военнослужащим денежному аттестату правильность и полноту произведенных записей; сверить правильность и полноту записей в денежном аттестате с записями в личном деле военнослужащего (выслугу лет, дающую право на получение процентной надбавки за выслугу лет, в том числе льготную; основание для сохранения оклада по ранее занимаемым воинским должностям; основание для зачисления военнослужащего в распоряжение; сведения о произведенных единовременных выплатах, подлежащих отражению в денежном аттестате). При отсутствии в воинской части личного дела военнослужащего такая проверка проводится по поступлении личного дела в воинскую часть; оформить карточку лицевого счета военнослужащего в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации, и занести в нее указанные в денежном аттестате другие сведения; оформить подтверждение к денежному аттестату и отправить его в адрес воинской части, выдавшей денежный аттестат, в срок, указанный в пункте 6 настоящей Инструкции. Подтверждение к денежному аттестату подписывается командиром воинской части, начальником финансового органа и заверяется гербовой печатью воинской части, получившей денежный аттестат; сообщить при обнаружении нарушений в оформлении денежного аттестата в довольствующий финансовый орган воинской части, выдавшей денежный аттестат.
Контроль за правильностью выдачи, учета, хранения и использования денежных аттестатов осуществляется органами по контролю за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью Министерства обороны Российской Федерации в ходе ревизий и проверок, а также довольствующими финансовыми органами в ходе проверок финансово-экономической деятельности воинских частей.
В силу положений ст. 56 ФЗ РФ N 1468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции 02.02.2006 N 20-ФЗ) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
На основании пп.4 п. 14 раздела 3 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 Военный комиссар субъекта Российской Федерации руководит финансовой, экономической и хозяйственной деятельностью военного комиссариата субъекта Российской Федерации и подчиненных военных комиссариатов муниципальных образований, обеспечивает законное, экономное и эффективное использование выделенных денежных средств, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что ВК ЛО вправе был произвести проверку денежного аттестата истца на соответствие действующему законодательству.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" (в редакции от 02.06.2006 N 344) в государственной авиации в зависимости от выучки и профессионального мастерства летного состава, уровня подготовки, а также качества летного обучения курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений профессионального образования устанавливаются следующие квалификационные категории:
а) летчик (штурман) третьего класса; б) летчик (штурман) второго класса ; в) летчик (штурман) первого класса; г) летчик (штурман) - снайпер; д) летчик (штурман) - инструктор третьего класса; е) летчик (штурман) - инструктор второго класса; ж) летчик (штурман) - инструктор первого класса; з) бортовой специалист третьего класса; и) бортовой специалист второго класса; к) бортовой специалист первого класса; л) бортовой специалист - мастер.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере: а) летчик (штурман) второго класса, летчик (штурман) - инструктор второго класса - на 35 процентов; б) летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - на 45 процентов; в) летчик (штурман)-снайпер - на 55 процентов; г) бортовой специалист второго класса - на 25 процентов; д) бортовой специалист первого класса - на 35 процентов; е) бортовой специалист-мастер - на 45 процентов.
Увеличение должностных окладов предусмотрено только военнослужащим, занимающим воинские должности летного состава, имеющим соответствующую квалификационную категорию.
Квалификация летного состава определяется комиссией, а также постоянно действующими квалификационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию.
По результатам консультации Финансово-экономического управления ВК ЛО, ответчиком было принято решение об исключении надбавки за классную квалификацию Вельмисову И.А. 01 января 2010 года, основания для увеличения ему размера пенсии с учетом квалификационной категории "Военный штурман 1 класса" отсутствуют, поскольку Вельмисов И.А. с 1991 года по день увольнения с военной службы не выполнял полетов и не подтверждал квалификационную категорию "летчик (штурман) первого класса".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствовался вышеперечисленными положениями материального права и исходил из установленных обстоятельств того, что с 1991 года истец действительно фактически не подтверждал классную квалификацию "военный штурман 1 класса", полетов не осуществлял, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав истца принятым решением ВК ЛО об исключении надбавки за классную квалификацию при том, что доказательств обратного суду представлено не было.
Данные выводы суда основаны на доказательствах, представленных сторонами при разрешении спора, и которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции установил, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2010 г. N 33-16242
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)