Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16 июня 2014 г. N 155-р настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению Комитета
по социальной политике
от 4 апреля 2011 г. N 73-р
Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного
доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам
социальной инфраструктуры
19 августа 2011 г., 22 марта 2012 г., 16 июня 2014 г., 14 ноября 2017 г.
1. Введение
Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью совершенствования деятельности по сбору и систематизации информации о доступности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе включенных:
- в основной и дополнительный перечни видов социально-значимых объектов Санкт-Петербурга, расположенных на территории Санкт-Петербурга, для предоставления услуг социального такси, утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.10.2013 N 323-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 N 1200",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 г. следует читать как "N 322-р"
- в Адресный перечень мероприятий Программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп,
- в адресные программы (планы мероприятий) обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры, разработанные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также для организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры, оформленное соответствующим документом (анкетой).
Результаты обследования (анкетирования) объектов являются основой для формирования:
- мероприятий по приведению объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) в соответствие с нормативными требованиями и созданию в конечном итоге условий для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ;
- электронных паспортов ОСИ;
- карт доступности ОСИ районов.
- Методические рекомендации позволят:
- унифицировать процесс обследования ОСИ на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);
- автоматизировать процесс обработки информации о степени доступности ОСИ для МГН посредством подсистемы "Доступная среда" автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - подсистема "Доступная среда"), оператором которой является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" (СПб ГКУ "ГИРЦ");
- оптимизировать управленческие решения по проведению мероприятий по обеспечению доступности ОСИ для МГН в соответствии с нормативными требованиями.
Методические рекомендации предусматривают оценку доступности ОСИ в подсистеме "Доступная среда" для следующих категорий инвалидов: передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с умственными нарушениями.
Варианты графического отображения категорий инвалидов, используемые в подсистеме "Доступная среда":
Методические рекомендации подготовлены с учетом требований свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (вступившего в силу с 01.01.2013) и в соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627.
2. Основные понятия
Анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН (далее - анкетирование) - сбор сведений о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН (далее - нормативные требования).
Анкета - форма документа, в который заносятся сведения о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН, в том числе инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением зрения, инвалидов с нарушением слуха, речи, инвалидов с умственными нарушениями.
Административные здания - здания и помещения, имеющие ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенные преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Доступные для МГН здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, в том числе участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, а также все виды железнодорожного, воздушного, водного, междугородного автомобильного транспорта, городского и пригородного пассажирского транспорта.
Разумное приспособление - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании (вариант "Б").
Система средств информации (информационные средства) - совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.
Универсальный проект - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания (вариант "А").
Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
3. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры
Для формирования Реестра ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, государственных учреждений, находящихся в ведении иных исполнительной органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) и расположенных на территории районов, а также негосударственных учреждений, расположенных на территории районов (далее - Реестр), целесообразно привлечь Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - Центры) соответствующих районов или при их отсутствии в районе структурные подразделения Комплексных центров социального обслуживания населения. Реестр формируется по форме в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
В случае если в администрации района Санкт-Петербурга имеется база данных организаций, находящихся на территории района, целесообразно воспользоваться ею для составления Реестра по форме приложения N 1 к Методическим рекомендациям. Если в имеющейся базе данных отсутствуют какие-то сведения, требующиеся для составления Реестра, рекомендуется направить в организации титульный лист Анкеты для получения общих сведений об объекте.
Результатом обследования ОСИ на предмет доступности для МГН является заполненная анкета по определению доступности ОСИ для инвалидов и других МГН (далее - Анкета).
Анкета (приложения N 2, N 2А, N 2Б к Методическим рекомендациям) разработана на основании нормативных документов по обеспечению доступности ОСИ для МГН и с учетом дальнейшей автоматизированной обработки в подсистеме "Доступная среда". Инструкция по заполнению Анкеты приведена в приложении N 1 к Анкете. Пример заполнения Анкеты приведен в приложении N 2 к Анкете.
Анкетированию подлежат все введенные в эксплуатацию ОСИ.
Анкетирование жилых домов проводится по Анкете (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) в соответствии с Алгоритмами действий N 1 и 2 (приложения N 6 и 7 к Методическим рекомендациям).
Анкетирование квартир производится по Анкете (приложение N 2А к Методическим рекомендациям) в случае обращения инвалида - собственника/нанимателя квартиры в домах государственного, муниципального, частного жилищного фонда (формы собственности жилищного фонда указаны согласно статье 19, части 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анкетирование жилых помещений в специализированных типах ОСИ (дома-интернаты, реабилитационные центры, санаторные, учебно-профилактические учреждения), учреждениях временного пребывания (гостиницы, отели, кемпинги) производится по Анкете (приложение N 2Б к Методическим рекомендациям).
Перечень нормативно-методических документов, которыми следует руководствоваться при проведении анкетирования объектов социальной инфраструктуры, приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
В администрациях районов Санкт-Петербурга в целях реализации полномочий в части обеспечения формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района, предусмотренных пунктами 2.3.5, 3.3.6, 3.3.27, 3.3.28, 3.5.11 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 (с изменениями от 07.02.2014 N 73), создаются Комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Комиссия). Примерное положение о Комиссии представлено в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 г. N 1098 постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078 признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
3.1. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в государственные ОСИ, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга
В соответствии с п. 1.1 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2008 N 44-рп "Об организации работы администраций районов Санкт-Петербурга по обеспечению капитального и текущего ремонта зданий и помещений государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" в районах Санкт-Петербурга созданы государственные учреждения - службы заказчика (далее - районные службы заказчика).
Учитывая цели и задачи районных служб заказчиков, рекомендуется возложить обязанности по оказанию содействия в формировании перечня работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на районную службу заказчика.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 1 (приложение N 6 к Методическим рекомендациям).
3.2. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов Санкт-Петербурга
Важное значение для жизнедеятельности инвалидов имеют ОСИ негосударственных учреждений (организаций) - магазины, аптеки, рынки, кредитно-финансовые организации, учреждения культуры, общественного питания, бытового обслуживания и др. Указанные организации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны также создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ.
Анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ, и расположенных на территории районов, может проводиться двумя способами:
1. Организация, которой принадлежит ОСИ (в том числе на правах аренды) и которая добровольно намерена обеспечить доступность ОСИ для МГН, заполняет направленную Центром Анкету. Заполненная Анкета, вместе с фотографиями существующих зон ОСИ подлежит передаче в Комиссию или в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации _______________ района Санкт-Петербурга".
При осуществлении этой работы необходимо также информировать руководителей учреждений (организаций) о том, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург", арендаторам возмещаются затраты на создание для инвалидов беспрепятственного доступа к ОСИ.
Учреждения (организации) на договорной основе могут привлекать к анкетированию ОСИ другие организации, осуществляющие свою деятельность согласно уставным документам в области обеспечения условий доступности ОСИ для МГН.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 2 (приложение N 7 к Методическим рекомендациям).
2. Анкетирование (с уведомлением владельцев ОСИ) членами Комиссии, назначенными руководителями администраций районов. Этот способ применяется, когда владельцы ОСИ уклоняются от создания условий для беспрепятственного доступа МГН. Результаты анкетирования и выводы по ним, подписанные председателем Комиссии, передаются в соответствующие инстанции (судебные органы, органы прокуратуры) для привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этот способ применяется и в случаях, когда необходимо провести анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций) по обращениям граждан, общественных организаций инвалидов, членов общественной инспекции по контролю за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге (далее - общественная инспекция), а также в иных случаях, требующих оперативного проведения анкетирования.
4. Порядок разработки администрациями районов Санкт-Петербурга адресных программ обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры
ОСИ, прошедшие процедуру анкетирования и согласования в Комиссии, включаются в адресную программу обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры по варианту "А" или "Б" (далее - Адресная программа) на следующий год/годы. Форма и пример составления Адресной программы приведены в приложении N 8 к Методическим рекомендациям.
ОСИ, включенные в Адресную программу, группируются по разделам Перечня приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, приведенного в приложении N 3 к Методическим рекомендациям. Единообразие видов ОСИ необходимо для дальнейшего автоматизированного учета деятельности по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В числе первоочередных и обязательных мероприятий Комиссией предусматриваются мероприятия по обеспечению доступности для МГН тех учреждений, которые чаще всего посещают инвалиды (аптеки, продовольственные магазины, супермаркеты, кредитно-финансовые организации, рынки, общественные туалеты и т.п.). Включение в адресную программу негосударственного учреждения (организации) осуществляется по согласованию с владельцами ОСИ негосударственного учреждения (организации).
Адресная программа утверждается соответствующим распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.
Контроль за выполнением мероприятий адресной программы (сбор и анализ информации от исполнителей мероприятий, организация проверок выполнения мероприятий) осуществляется Комиссией.
Сбор информации о выполнении в администрации района адресной программы необходимо организовывать с периодичностью 1 раз в полугодие (до 12 июля и до 12 января) и в целях обобщения полученных сведений направлять отчет об их исполнении в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга до 15 июля и до 15 января по форме, указанной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Раздел 5 изменен с 14 ноября 2017 г. - Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 г. N 689-р
5. Обеспечение участия представителей общественных объединений инвалидов в рамках реализации части 4 статьи 15 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
5.1. В целях создания условий в Санкт-Петербурге для добровольного участия общественных объединений инвалидов (далее - ООИ) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов" (далее - СПб ГБУ "ЦТСР") обеспечивает ведение Реестра общественных объединений инвалидов, осуществляющих деятельность по согласованию мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги на объектах, до их реконструкции или капитального ремонта, участвующих в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы инвалидов, а также при проведении обследования и паспортизации объектов (далее - Реестр) в соответствии с:
частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) при привлечении собственниками (пользователями) объектов ООИ к согласованию мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги на объектах до их реконструкции или капитального ремонта;
частью 3 статьи 33 Федерального закона N 181-ФЗ при привлечении собственниками (пользователями) объектов ООИ к подготовке и принятию решений, затрагивающих интересы инвалидов;
отраслевыми порядками обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в установленных сферах деятельности - при привлечении собственниками (пользователями) объектов ООИ к участию в обследовании и паспортизации объектов, инструктировании сотрудников организаций (учреждений) по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
Ведение Реестра осуществляется в соответствии с Положением о порядке ведения Реестра общественных объединений инвалидов, осуществляющих деятельность по согласованию мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги на объектах, до их реконструкции или капитального ремонта, участвующих в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы инвалидов, а также при проведении обследования и паспортизации объектов согласно приложению N 10 к Методическим рекомендациям.
5.2. Привлечение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ООИ, в том числе включенных в Реестр, в Санкт-Петербурге обеспечивается в рамках деятельности 18 районных Комиссий, порядок формирования которых предусмотрен пунктом 5.1 Приложения N 5 к Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.