Определение Ленинградского областного суда
от 2 марта 2011 г. N 33-1060/2011
Судья Водопьянова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Киреевой И.А.,
судей Горбатовой Л.В., Куликовой О.В.,
с участием прокурора Астапенко С.А.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности Б. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 9 ноября 2010 года, которым удовлетворены исковые требования Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области об обязании Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права и федеральных законов, устроить и оборудовать столовую, организовать для осужденных приготовление доброкачественной пищи.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения представителя ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности Б., представителя ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" по доверенности М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения процессуального истца - представителя Ленинградской областной прокуратуры Астапенко С.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился во Всеволожский городской суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - ФБУ ИК N <...> создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права и федеральных законов, устроить и оборудовать столовую, организовать для осужденных приготовление доброкачественной пищи по установленным нормам суточного довольствия в данном исправительном учреждении.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании приказа ГУИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14 января 2005 года N 2 на территории ФБУ ИК N <...> был создан участок с режимом колонии-поселения, на котором в настоящее время отбывают наказание осужденные.
В октябре - ноябре 2009 года Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области в ФБУ ИК N <...> ГУФСИН России по СПб и ЛО была проведена проверка исполнения положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ в части выполнения требований ст. 94, 95 УИК РФ. В ходе данной проверки было установлено, что на территории ФБУ ИК N <...> не организовано централизованное питание осужденных, в учреждении отсутствует столовая.
По результатам проверки Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области от 13 ноября 2009 года было вынесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако, до настоящего времени указанные в представлении нарушения устранены не были. Администрацией ФБУ ИК N <...> был организован порядок питания, в соответствии с которым все осужденные самостоятельно закупали себе продукты и готовили пищу, что не соответствует установленным законодателем правилам материально-бытового обеспечения осужденных. Отсутствие в ФБУ ИК N <...> столовой для осужденных свидетельствует о неисполнении требований уголовно-исполнительного законодательства и иных норм права, регулирующих вопросы организации питания осужденных к лишению свободы.
Решением от 09 ноября 2010 года Всеволожский городской суд Ленинградской области обязал ФБУ ИК N <...> УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права и федеральных законов, устроить и оборудовать столовую, организовать для осужденных приготовление доброкачественной пищи по установленным нормам суточного довольствия.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности Б. просит отменить решение Всеволожского городского суда от 09 ноября 2010 года и направить дело на новое рассмотрение, считая его незаконным и необоснованным. Ответчик ссылается на нарушение судом норм гражданско-процессуального законодательства, а именно правил проведения подготовки дела к судебному разбирательству, предусмотренных ст. ст. 147, 148 ГПК РФ. Как указывает ответчик, дело было рассмотрено в отсутствие представителей УФСИН и ФБУ МК N <...>, что лишило их возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
Кроме того, по мнению представителя УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, у прокурора не имелось оснований для обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку можно установить поименный перечень осужденных, содержащихся в ФБУ ИК N <...>. Также, ответчик полагает, что в данном случае отсутствует предмет спора, поскольку ФБУ ИК N <...> при содействии УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принимаются необходимые меры по организации питания осужденных.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
При разрешении заявленного прокурором иска по существу следует руководствоваться следующими положениями нормативно-правовых актов, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 3, 4, 5 ст. 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные не получающие пенсию, обеспечиваются питанием за счет государства. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, питание должно предоставляться бесплатно. Осужденные, получающие заработную плату и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, кроме стоимости специального питания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. N 205, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.2005 N 125, установлены минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы в мирное время.
Согласно пунктам 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4. Инструкции Министерства внутренних дел СССР от 06 ноября 1988 года "Об организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательных трудовых профилакториях МВД СССР" в число мероприятий по организации питания довольствующихся включено надлежащие устройство и оборудование столовых, приготовление доброкачественной пищи по установленным нормам суточного довольствия.
Федеральным законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что УФСИН РФ по СПб и ЛО осуществляет руководство подведомственными учреждениями, к числу которых относится ФБУ ИК N <...> принимает участие вопросах финансирования по содержанию федерального имущества учреждений (ст. ст. 6, 7, 11 данного Закона).
В соответствии с Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденным приказом ФСИН России от 14 сентября 2007 N 499 (с изменениями приказом ФСИН России от 15 февраля 2010 года N 57), УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет руководство подведомственными учреждениями, является распорядителем средств федерального бюджета и иных средств, осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание.
Пунктами 2.7, 2.9, 3.16 Положения о федеральном государственном учреждении исправительная колония N <...> Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом от 14 сентября 2007 года N 500, на ФБУ ИК N <...> возложены обязанности по обеспечению жизнедеятельности учреждения, развитию его материально-технической базы и социальной сферы, созданию осужденным надлежащих условий отбывания наказания в учреждении, охраны их здоровья, обеспечению продовольствием, вещевым имуществом и предметами первой необходимости по установленным нормам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах средств, установленных Федеральным бюджетом. Является истцом и ответчиком в суде. При недостаточности средств, ответственность по его обязательствам несет УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (п. 5.2 Положения).
Финансирование учреждения осуществляется через орган Федерального казначейства в порядке, установленном действующим законодательством, и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и ленинградской области (п. 5.9 Положения).
В соответствии с положением о ГУФСИН России по СПб и ЛО, утвержденным Приказом ФСИН России 14 сентября 2007 года N 499 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет руководство подведомственными учреждениями, является распределителем средств федерального бюджета и иных средств, осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание (п. 6 Положения).
Из дела следует, что проверкой, проведенной Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области, установлено, что на территории ФБУ ИК N <...> не организовано централизованное питание осужденных, столовая в учреждении отсутствует. Осужденные, отбывающие наказание на участке с режимом колонии-поселения и трудоустроенные на работы с оплатой труда, обеспечивают себя горячим питанием самостоятельно. Осужденным, не работающим по не зависящим от них причинам, а также помещенным в штрафной изолятор, питание предоставляется в виде продовольственного пайка - индивидуального суточного рациона питания "Дорожный", установленного приказом Минюста РФ от 02 августа 2005 года N 125 "Норма индивидуального рациона питания для осужденных к лишению свободы, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при этапировании, нахождении в судах".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие в ФБУ ИК N <...> столовой для осужденных свидетельствует о неисполнении в данном учреждении требований уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих вопросы организации питания лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Судом первой инстанции, также, учтено то обстоятельство, что по результатам проверки Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ленинградской области было вынесено представление от 13 ноября 2009 года с требованием об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Удовлетворяя исковые требования Ленинградского областного прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что нарушения, установленные в ходе проверки проведенной Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, устранены не были.
Доводы кассационной жалобы о том, что в настоящее время администрация ФБУ ИК N <...> предпринимает ряд действий для временного решения вопроса по организации питания спецконтингента путем проведения ремонтных работ в помещении, расположенном на 1-м этаже общежития осужденных, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о возможности полной и своевременной реализации прав осужденных на получение полноценного питания. При этом, реализация таких прав не должна зависеть от размера финансирования на осуществление необходимых действий.
Не являются основанием для отмены принятого решения и доводы ответчика о нарушении судом первой инстанции при рассмотрении данного дела норм процессуального права.
Согласно п. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним формальным соображениям.
Из материалов дела следует, что по итогам предварительного судебного заседания от 19 октября 2010 года, на которое стороны не явились, дело было назначено к рассмотрению на 09 ноября 2010 года, участвующие в деле лица были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, о чем имеются соответствующие извещения. Следует учесть, что позиция ответчика - УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, изложенная в письменном отзыве на исковое заявление, получила надлежащую оценку суда первой инстанции.
Является несостоятельным и довод кассационной жалобы о том, что обращение прокурора в суд с подобными требованиями было выполнено в нарушение положений ст. 45 ГПК РФ.
Пунктом 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено право прокурора на предъявление и поддержание в суде или арбитражном суде иска в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктом 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" имеется в виду "Пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
Кроме того, в силу п. 3 ст. 35 этого же Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В данном случае, иск прокурора затрагивает права лиц, численный состав которых определить невозможно, поскольку он предъявлен в защиту не только тех осужденных, кто отбывает наказание в ИК N <...> в настоящее время, но и будущего состава спецконтингента.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 2 марта 2011 г. N 33-1060/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)