Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 25 июля 2011 г. N 10686
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Лебедева В.И.,
судей
Корнильевой С.А., Пошурковой Е.В.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании от 25 июля 2011 года дело N 2-955\11 по кассационной жалобе Военного комиссариата Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года по иску Тиманова А.В. к Военному комиссариату Ленинградской области об обязании выплачивать денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя Военного комиссариата Ленинградской области Мишина А.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2011 г., представителя Тиманова А.В. Калинина М.Е., действующего на основании доверенности от 02.02.2010 г., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец указывал, что он проходил военную службу по контракту более 11 лет в календарном исчислении. Приказом командира войсковой части N... от 29.09.2008 г. N... уволен с военной службы по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), исключен из списков войсковой части N... с <дата>
С 21.02.2009 г. Тиманов А.В. встал на воинский учет в военном комиссариате г. <адрес>.
С 03.08.2004 г. Тиманов А.В. признан нуждающимся в получении жилого помещения как не обеспеченный таковым. После увольнения с военной службы истец оставлен в списках очередников войсковой части N... на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ. До настоящего времени жилое помещение Министерством обороны истцу не предоставлено. До увольнения с военной службы Тиманову А.В. ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за поднаем жилого помещения.
После увольнения с военной службы между истцом и собственником жилого помещения В. 30 декабря 2008 года был заключен договор найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, срок действия договора составлял с 01.01.2009 г. по 30.11.2009 г., ежемесячная плата за наём жилого помещения установлена <..> рублей в месяц.
07.09.2009 г. Тиманов А.В. обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения, однако в выплате ему было отказано. В дальнейшем Тиманов А.В. проживал в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договоров, заключенных с О. от 01.12.2009 г. и 02.11.2010 г. Ежемесячная плата за наем жилого помещения установлена договорами в сумме <..> руб.
Так как на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Тиманов А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением, до настоящего времени им не обеспечен, истец полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере, установленном постановлением Правительства РФ N 909 от 31.12.2004 г.
В этой связи, Тиманов А.В. просил обязать военный комиссариат Ленинградской области выплачивать ему с 01.01.2009 г. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере <..> руб. до фактического обеспечения его жилым помещением.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года иск Тиманова А. В. удовлетворён.
Суд обязал военный комиссариат Ленинградской области выплачивать Тиманову А. В. с 1 января 2009 г. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере <..> руб. до фактического обеспечения жилым помещением.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Ленинградской области просит отменить решение суда, считает его неправильным.
В заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом командира войсковой части N... от 29.09.2008 г. N... Тиманов А.В. уволен с военной службы по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), исключен из списков войсковой части N... с 27.12.2008 г. приказом командира части от 03.12.2008 года N 237. При этом в приказе указано, что выслуга лет в Вооруженных Силах РФ на день увольнения Тиманова А.В. составила 11 лет.
По сведениям ФГУ "Пушкинская квартирно-эксплуатационная часть района" от 28.03.2011 г. Тиманов А.В. с 03.08.2004 г. по 09.11.2010 г. состоял в базе компьютерного учета бесквартирных военнослужащих войсковой части N... в ФГУ <..> занесен в списки увольняемых (уволенных) военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в Санкт-Петербурге; с 09.11.2010 г. база бесквартирных военнослужащих, нуждающихся в жилье, на основании письма начальника С3(т) КЭУ от 01.11.2010 г. передана в ФГУ <..>
Из материалов дела следует, что денежную компенсацию за наем жилого помещения Тиманов А.В. не получает с момента увольнения из Вооруженных Сил - 03.12.2008 г.
Абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) установлено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшей редакции абзаца второго п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. от 08.05.2006 г.): при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909 (в ред. от 05.09.2008 г.) выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Как следует из п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909 (в ред. от 05.09.2008 г.), решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
С учетом вышеизложенных положений нормативных актов, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ N 5-П от 05.04.2007 г. и N 3-П от 03.02.2010 г., суд счёл, что право уволенных военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что истец имеет выслугу лет свыше 10, жилым помещением не обеспечен до настоящего времени, с 03.08.2004 г. и по настоящее время состоит в очереди на обеспечение жилым помещением и имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец имеется право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Поскольку после увольнения Тиманов А.В. не исключен из списков на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, суд правильно указал в решении, что после его увольнение без предоставления жилого помещения, обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить его жилым помещением сохранилась, и, следовательно, не имеется законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением.
Суд принял во внимание, что в случае отказа Тиманову А.В. в иске будет иметь место неравное положение истца, уволенного без обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем, не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положения истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектах Российской Федерации организациях в связи с избранием нового места жительства при увольнении, что недопустимо, поскольку такое положение привело бы к нарушению его конституционных прав, гарантированных ст. 19 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31.12.2004 г. N 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений уволенным с военной службы выплачивается в размере, не превышающем в г. Санкт - Петербурге - 15000 рублей.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что с 01.01.2009 г. Тиманов А.В. занимает жилые помещения на основании договоров найма жилого помещения, расписками владельцев жилых помещений подтверждается факт получения ими от Тиманова А.В. в период с 01.12.2009 г. по 28.02.2011 г. денежных средств в сумме <..> руб., у суда имелись основания полагать, что с ответчик имеет право на получение в указанный период денежной компенсации в сумме <..> рублей ежемесячно.
Судебная коллегия считает необходимым изменить решение районного суда и взыскать с ответчика за указанный период единовременно сумму денежной компенсации в размере <..> рублей (<..> рублей Х 26 месяцев). При этом судебная коллегия исходит из того обстоятельства, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением у суда первой инстанции не имелось, поскольку истец не может предоставить доказательств своего проживания в конкретном жилом помещении по соответствующему договору и понесенных им денежных расходов по найму (поднайму) жилого помещения на будущее время.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате в пользу истца, составляет сумму в <..> рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец выбрал местом своего жительства Санкт-Петербург, он стоит на очереди по обеспечению его жилым помещением в Санкт-Петербурге и, соответственно, суд принял правильное решение о размере суммы денежной компенсации.
Другие доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки и исследования суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года изменить.
Взыскать с Военного комиссариата Ленинградской области в пользу Тиманова А.В. денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 28 февраля 2011 года включительно в сумме <..> рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2011 г. N 10686
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)