Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 марта 2011 г. N 4002
Судья: Ягубкина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Антоневич Н.Я.
судей Быханова А.В. и Корсаковой Н.П.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 23 марта 2011 года дело N 2-835/11 по кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года по иску Б. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Антоневич Н.Я., объяснения Б., представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга К. (дов. от 29.04.2010 года), судебная коллегия городского суда
установила:
Б. обратился в суд с заявлением к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере <...>. с 01 июня 2009 года (т.е. с даты установления инвалидности 2 группы и связи инвалидности с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска); обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 января 2011 года - <...>. с последующей индексацией в установленном законом порядке, выплатить задолженности по указанной компенсации, образовавшейся за период с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2010 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 группы, получившим заболевание в связи с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, однако ответчик отказывает в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года суд обязал Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать Б. с 01 июня 2009 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <...>; с 01 января 2010 года в размере <...>; с 01 января 2011 года в размере <...>, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке; выплатить задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, образовавшуюся за период с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2010 года.
Военный комиссариат города Санкт-Петербурга в кассационной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в исковых требованиях.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, 31 мая 1993 года истцу выдано удостоверение серии N <...> о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п/п "в" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (л.д. 9).
Решением экспертного совета N <...> от 20 мая 2009 года установлено, что инвалидность Б. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (л.д. 12).
Согласно справке МСЭ-2007 N <...> от 01 июня 2009 года истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно, заболевание получено при исполнении обязанности воинской службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий.
Пунктом 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п. 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями 1 - 3, 7 статьи 24, статьей 29, частью 1 статьи 31 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, гражданам, перенесшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью, путем выплаты ежемесячной денежной компенсации.
В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 07 октября 2005 года N 385-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 186-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и, соответственно, положения самой этой статьи не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (п. 1 резолютивной части).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, вред, причиненный здоровью гражданина, признанного впоследствии ветераном подразделений особого риска и инвалидом, подлежит возмещению, если: а) ущерб здоровью причинен пребыванием данного гражданина в зоне радиационного излучения, возникшего вследствие испытания ядерного оружия либо аварии энергетических ядерных установок; б) пребывание в зоне радиационного излучения обусловлено выполнением служебных или профессиональных обязанностей гражданина, как правило, не информированного о возникновении угрозы его здоровью и, соответственно, не выразившего добровольного волеизъявления на пребывание в этой зоне; в) причинение вреда имело место в начальный период освоения и использования ядерной энергии в СССР (40 - 60 годы XX века).
Иными словами, если гражданин официально признан ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в начальный период освоения и использования ядерной энергии, то налицо все указанные условия для признания его имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей на момент признания его инвалидом.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 года N 296-О-П "По жалобе гражданина Бучнева Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1. Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27 декабря 1991 года N 2123-1 подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.
Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что истец официально признан ветераном подразделений особого риска и что ущерб его здоровью причинен пребыванием в зоне радиационного излучения, которое было обусловлено выполнением служебных обязанностей до декабря 1991 года, пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, а отказ Военного комиссариата в назначении и выплате данного вида компенсации является незаконным и необоснованным.
Кроме того, правильным является и вывод суда о выплате ежемесячной денежной компенсации с момента установления инвалидности (с 01 июня 2009 года), а не с даты его обращения в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о назначении такой выплаты.
К правоотношениям, возникшим в связи с возмещением вреда здоровью лицам из подразделений особого риска, применяются нормы Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающего, в том числе, выплату компенсаций в возмещение вреда здоровью в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 вышеназванного Закона.
До внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Законом N 5-ФЗ от 12.02.2001 года размер возмещения вреда определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В настоящее время вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, регулирует Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 года N 125-ФЗ.
Тот факт, что правоотношения по поводу возмещения вреда, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 года по заявлению К. о признании незаконным абзаца 1 пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)".
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.
В силу статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, позволяет сделать вывод о том, что выплаты сумм в возмещение вреда здоровью лицам, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в части возмещения вреда здоровью, должны производиться с момента подачи ими заявления со всеми необходимыми документами, но за весь период с момента назначения инвалидности, поскольку при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.
Таким образом, как верно указал суд, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью Б., подлежит назначению и выплате с даты установления инвалидности и связи ее возникновения с действиями в подразделениях особого риска - с 01 июня 2009 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 (в редакции от 7 июля 2009 года N 545) "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов 2 группы определен в сумме <...>, с учетом индексации размеров ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на коэффициент роста уровня инфляции 1,13.
В соответствии с Федеральным законом N 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу 29 мая 2004 года, данные выплаты ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 года N 545 с 01.01.2009 года размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам 2 группы составляет <...>.
16 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", постановлено осуществить с 1 января 2010 года индексацию компенсаций и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,1.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обязан с 01 января 2010 года выплачивать Б. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере, установленном для инвалидов 2 группы - <...>.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1079 от 21 декабря 2010 года "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" размер ежемесячной денежной компенсации инвалидам 2 группы определен в сумме <...>, которая подлежит ежемесячной выплате истцу с 01 января 2011 года.
При таком положении решение суда первой инстанции, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на исследованных доказательствах, надлежаще оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Нарушения или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 марта 2011 г. N 4002
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)