Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 18 апреля 2011 г. N 33-5504/2011
Судья: Подгорная Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ничковой С.С.
судей Сальниковой В.Ю., Стешевиковой И.Г.
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1689/11 по кассационной жалобе <юр.л.1> на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2011 года по заявлению <юр.л.1> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела УФССП РФ по Санкт-Петербургу <...> от 24.01.2011 г. о наложении ареста на денежные средства и постановления судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела УФССП РФ по Санкт-Петербургу о взыскании исполнительского сбора в размере <...> рублей 01 копейки,
Заслушав доклад судьи Ничковой С.С.,
Выслушав объяснения представителя заявителя <юр.л.1> - Р., судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела УФССП РФ по Санкт-Петербургу - Л., представителя взыскателя Б.Н. - Б.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2011 года отказано в удовлетворении заявления <юр.л.1> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела УФССП РФ по Санкт-Петербургу <...> от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства и постановления судебного пристава-исполнителя Московского районного отдела УФССП РФ по Санкт-Петербургу о взыскании исполнительского сбора в размере <...>
Также суд отменил приостановление сводного исполнительного производства <...>, наложенное определением суда от 31 января 2011 года.
В кассационной жалобе <юр.л.1> просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 13 декабря 2010 года судебному приставу-исполнителю Московского районного отдела УФССП России по Санкт-Петербургу Л. поступил исполнительный лист <...> по гражданскому делу <...> от 08 ноября 2010 года в отношении должника: <юр.л.1> в пользу взыскателя: Б.Н. на сумму <...>, а также исполнительный лист <...> по гражданскому делу <...> от 08 ноября 2010 года о взыскании с <юр.л.1> в пользу Б.Н. компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
16 декабря 2010 года на основании указанных исполнительных листов и заявлений взыскателя судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство <...> и исполнительное производство <...> соответственно; должнику установлен срок - 5 дней со дня получения настоящих постановлений для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В тот же день судебный пристав-исполнитель, рассмотрев материалы исполнительных производств <...> и <...>, вынес постановление об объединении названных исполнительных производств в сводное исполнительное производство с присвоением регистрационного номера <...>
14 января 2011 года копии постановлений о возбуждении исполнительных производств <...> и <...> и об объединении их в сводное исполнительное производство <...> были получены представителем <юр.л.1> Я.
17 января 2011 года <юр.л.1> обратилось в Президиум Санкт-Петербургского городского суда с надзорной жалобой, в которой просило отменить кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 ноября 2010 года, оставив в силе решение Московского районного суда по гражданскому делу <...> от 20 августа 2010 года, а также с заявлением о приостановлении сводного исполнительного производства <...> до момента рассмотрения Президиумом Санкт-Петербургского городского суда указанной надзорной жалобы по существу.
Копия заявления о приостановлении исполнительного производства, поданного вместе с надзорной жалобой, представителем <юр.л.1> Я. для сведения была передана судебному приставу-исполнителю 21 января 2011 года.
24 января 2011 года от должника <юр.л.1> в Московский районный отдел УФССП России по Санкт-Петербургу поступило заявление об отложении исполнительных действий в соответствии со ст. 38 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве".
В связи с истечением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, в рамках исполнительных производств <...> и <...> судебным приставом-исполнителем П. 24 января 2011 года вынесены постановления о взыскании с должника <юр.л.1> исполнительского сбора в размере <...> и <...> рублей соответственно.
Вместе с тем, 24 января 2011 года судебный пристав-исполнитель в рамках сводного исполнительного производства <...> вынес постановление о наложении ареста на валютные счета должника N <...> на общую сумму долга - <...>, а также постановление об обращение взыскания на денежные средства должника находящиеся на р/с <...> в <юр.л.2> Данные постановления были приняты на исполнение <юр.л.2> 25 января 2011 года.
25 января 2011 года постановлением судебного пристава-исполнителя П. было отказано в удовлетворении заявления <юр.л.1> об отложении исполнительных действий.
Копия данного постановления получена представителем <юр.л.1> Я. 10 февраля 2011 года на приеме у судебного пристава-исполнителя.
<юр.л.1> обратившись в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства и постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора на сумму <...>, указал, что названные постановления вынесены судебным приставом-исполнителем с нарушением положений Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве", без учета заявления должника об отложении исполнительных действий и сведений, подтверждающих обращение должника в суд с надзорной жалобой, а также без надлежащего уведомления должника о принятии указанных постановлений. Вместе с тем, заявитель также ссылался на то, что ненадлежащее уведомление должника о принятых обеспечительных мерах лишило его возможности в установленном порядке выплатить заработную плату более чем 300 штатным сотрудникам Предприятия, чем нарушило права значительного количества работников, создало угрозу привлечения Предприятия к ответственности за массовую невыплату заработной платы и повлекло за собой дополнительные финансовые потери для Предприятия, связанные с начислением процентов за задержку выплаты заработной платы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления <юр.л.1> части оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста соответствуют Федеральному закону "Об исполнительном производстве", доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд установил, что правовых оснований для отложения исполнительных действий по причине обращения должника с надзорной жалобой в Президиум Санкт-Петербургского городского суда у судебного пристава-исполнителя в силу действия положений ст. ст. 38, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам находит данные выводы суда первой инстанции верными с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Согласно положениям статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае, постановление о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.
Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету.
При этом следует необходимым отметить, что постановление о наложении ареста на денежные средства должника может быть вынесено судебным приставом независимо от того, были ли исполнены в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном документе.
В связи с изложенным, постановление от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, было вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с предоставленными ему указанной нормой закона полномочиями.
Довод кассационной жалобы заявителя о том, что копия постановления от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства должника не была направлена <юр.л.1> в установленный законом срок, опровергается материалами дела.
Согласно части 7 статьи 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Как усматривается из материалов гражданского дела, <юр.л.1> обратилось в Московский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим заявлением 28 января 2011 года, при этом представив в обоснование своих требований копию оспариваемого постановления от 24 января 2011 о наложении ареста на денежные средства должника.
Также, следует отметить, что на момент разрешения судом первой инстанции настоящего дела по существу постановления судебного пристава-исполнителя от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства должника и об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на р/с <...> были отозваны постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 февраля 2011 года в связи со взысканием всей денежной суммы с <юр.л.1> что подтверждается представленными в материалах дела копиями платежных поручений о перечислении Банком денежных средств со счета должника на депозит Московского районного отдела УФССП по Санкт-Петербургу в период с 26 января 2011 года по 03 февраля 2011 года.
Ссылка заявителя на то, что вследствие вынесения 24 января 2011 года судебным приставом-исполнителем постановления о наложении ареста на денежные средства должника были нарушены права работников Предприятия на получение в установленный Коллективным договоров срок заработной платы, верно была не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку данное постановление было вынесено судебным приставом-исполнителем в целях исполнения решения суда о взыскании заработной платы, которую взыскатель Б.Н. не мог получить в течение двух лет.
Указанный вывод суда также согласуется с положениями статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей задачи исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах", которым установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Между тем, рассматривая требования <юр.л.1> об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 24 января 2011 года о взыскании исполнительского сбора в сумме <...> и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что поскольку названного постановления судебным приставом-исполнителем вынесено не было, то оснований для разрешения спора в указанной части не имеется.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным, постановленным без учета конкретных обстоятельств дела.
Как усматривается из текста постановления судебного пристава-исполнителя от 24 января 2011 года о наложении ареста на денежные средства должника (сводное исполнительное производство <...> на момент его вынесения судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <...>.
Вместе с тем, из материалов сводного исполнительного производства следует, что фактически судебным приставом-исполнителем было вынесено в тот же день два отдельных постановления в рамках исполнительных производств <...> и <...> о взыскании с <юр.л.1> исполнительского сбора в размере <...> и <...> рублей соответственно. Общая сумма истребуемого исполнительского сбора с должника составила <...>.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, должен был учесть указанные обстоятельства и принять решение по заявленным требованиям.
В то же время судебная коллегия не усматривает, что допущенное судом нарушение в данном случае привело к неправильному разрешению спора в указанной части по существу и к нарушению прав и интересов сторон, в связи с чем предусмотренных ст. ст. 362 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется в связи со следующим.
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор взыскивается за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В Постановлении Конституционного Суда РФ N 13-П от 30 июля 2001 года указано, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судебный пристав-исполнитель, вынося постановление о взыскании исполнительского сбора исходил из того, что должник добровольно в установленный 5-дневный срок с момента получения 14 января 2011 года копий постановлений от 16 декабря 2010 года о возбуждении исполнительных производств <...> и <...> требования, содержащиеся в исполнительных документах, добровольно не исполнил.
<юр.л.1>, оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, в подтверждение своих требований в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о наличии у каких-либо препятствий к исполнению решения суда по гражданскому делу <...> и, соответственно, требований пристава-исполнителя, содержащихся в постановлениях о возбуждении исполнительных производств <...> и <...>, не представил.
В то же время наличие у заявителя арестованного расчетного счета в <юр.л.2> также не свидетельствует о добровольном исполнении <ю.л.1> указанных исполнительных документов, поскольку списание с данного расчетного счета денежных средств в счет погашения долга по сводному исполнительному производству в рамках постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от 24 января 2011 года, производилось в период с 26 января 2011 года по 03 февраля 2011 года, что подтверждается представленными суду платежными поручениями.
Основаниями для принятия судом решения о признании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих являются нарушение прав и свобод граждан; создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное привлечение к ответственности (ст. 225 ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора полностью соответствует Федеральному закону об исполнительном производстве, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы также не оспаривают указанный вывод судебной коллегии, а по существу сводятся к изложению обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу <юр.л.1> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 апреля 2011 г. N 33-5504/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)