Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 марта 2011 г. N 33-4683/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Осининой Н.А.
судей Витушкиной Е.А., Савельева Д.В.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С.Е. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2011 года по заявлению С.Е. об оспаривании действий временно исполняющего обязанности начальника Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Г. и обязании Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать бланк заявления по форме 1П, принять документы для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения представителя С.Е. К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Д., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, -
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий временно исполняющего обязанности начальника Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Г. об отказе в выдаче бланка заявления по форме 1П, обязании Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать бланк заявления по форме 1П, принять документы для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и выдать паспорт гражданина Российской Федерации. В обоснование своих требований заявитель указывал, что он <...> обратился в Территориальный пункт N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с целью подать пакет документов, необходимых для получения паспорта гражданина Российской Федерации, однако временно исполняющим обязанности начальника Территориального пункта было отказано заявителю в предоставлении бланка заявления по форме 1П и в приеме документов для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, со ссылкой на то, что заявителю "для оформления внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации необходимо въехать на территорию Российской Федерации по заграничному паспорту гражданина Российской Федерации".
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04.02.2011 года заявление С.Е. удовлетворено в части. Признан незаконным отказ временно исполняющего обязанности начальника Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Г. выдать С.Е. бланк заявления по форме 1П, Управление ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано выдать С.Е. бланк заявления по форме 1П. В удовлетворении требований об обязании принять документы для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и выдать паспорт гражданина Российской Федерации С.Е. отказано.
В кассационной жалобе С.Е. просит отменить состоявшееся решение районного суда в части отказа в удовлетворении заявления, полагая решение в указанной части незаконным и необоснованным.
Поскольку в части удовлетворения заявления решение суда не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии.
Заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции из представленных документов установлено, что С.Е., <...> года рождения, является уроженцем Российской Федерации (л.д. 17).
С <...> по <...> заявитель проживал по адресу: <...> (л.д. 70).
<...> С.Е. выехал в США.
30.03.2001 года С.Е. паспортной конторой Бостона выдан паспорт гражданина США (л.д. 41).
Из материалов дела следует, что С.Е. зарегистрирован проживающим в Чешской Республике (л.д. 38).
В связи с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации, <...> С.Е. обратился в Территориальный пункт N <...> УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о выдаче бланка по форме N 1П о выдаче паспорта, а также просил принять на рассмотрение заявление с приложенными к нему всеми, имеющимися у заявителя документами, в целях выдачи заявителю паспорта гражданина Российской Федерации (л.д. 12 - 13).
В этот же день заявителю было сообщено о том, что "для оформления внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации необходимо въехать на территорию Российской Федерации по заграничному паспорту гражданина Российской Федерации" (л.д. 12 - 13).
При рассмотрении дела С.Е. в обоснование заявления ссылался на то, что он является гражданином Российской Федерации по рождению, поскольку родился и проживал до июля 1991 года в г. Ленинграде (РСФСР), т.е. на территории Российской Федерации и, несмотря на то, что является гражданином США и не имеет паспорта гражданина Российской Федерации, волеизъявления на выход из гражданства не выражал и от российского гражданства не отказывался, вместе с тем Территориальный пункт N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказал заявителю в принятии заявления и документов, поданных в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Правоотношения по признанию гражданства возникают при установлении государством условий, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином. Такие условия были установлены Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации".
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 235-О, согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (часть первая); приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации (часть вторая).
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).
Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.02 N 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
При разрешении заявления С.Е. по существу суд первой инстанции с учетом того, что у заявителя на 06 февраля 1992 года не имелось постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, пришел к выводу о том, что заявителю в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П, надлежит сначала пройти процедуру оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с пунктами 18.5 - 18.6 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 19.03.2008 г. N 64.
С указанным выводом суда согласиться нельзя, поскольку, положениями названных пунктов Административного регламента определен порядок оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в отношении тех граждан, которые при наличии ряда совокупности условий, установленных Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П, в том числе выехали ранее за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР и не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР.
При этом при разрешении вопроса таковыми лицами об оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, в соответствии с пунктом 18.6 названного Административного регламента при представлении иных необходимых документов, также необходимо представлять документ, подтверждающий снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
Так как С.Е. выехал на постоянное место жительство за пределы бывшего СССР, вопрос об оформлении приобретения гражданства в порядке прохождения процедуры регистрации приобретения гражданства в соответствии с положениями Административного регламента разрешен быть не может.
Вместе с тем, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является по существу правильным.
Следует обратить внимание, что место жительства С.Е. зарегистрировано на территории другого государства - в городе Микулов в Чешской Республике. Заявитель на территории Российской Федерации не проживает, для посещения Российской Федерации заявитель получал визы, определяющие возможность пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, что не оспаривалось представителем С.Е. в заседании судебной коллегии.
В ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отражено, что полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928, ФМС РФ является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, к полномочиям которой относится, в том числе, производство по делам о гражданстве Российской Федерации.
Ст. 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, в функции которых входит определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.
Ст. 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, в его полномочия входит: определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации; принятие от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и в случае необходимости запросы дополнительных сведений в соответствующих государственных органах.
Указанным Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определен порядок подачи заявлений по вопросам гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ - заявление по вопросам граждан Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
- лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
- лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" заявление по вопросам гражданства подается по месту жительства заявителя.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Статья 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" обязывает граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ. Регистрационный учет граждан РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Место жительства определяется сведениями о регистрации заявителя, указанными в виде на жительство, паспорте гражданина РФ или иных документах.
В зависимости от места жительства лица (на территории РФ или за ее пределами) ч. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" установлен порядок подачи заявлений по вопросам гражданства.
Если лицо проживает на территории РФ, то заявление подается им в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Если лицо проживает за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, то заявление подается им в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.
Из материалов дела следует, что С.Е. на территории Российской Федерации не проживает.
При таком положении, учитывая, что Федеральная миграционная служба Российской Федерации и ее территориальные органы не вправе подменять компетенцию федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, следует сделать вывод о том, что С.Е. обратился с заявлением от <...> в целях выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в орган на решение вопроса, который был им поставлен, не уполномоченный.
Учитывая изложенное, оснований для обязания Территориального пункта N <...> отдела УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять у заявителя документы для рассмотрения вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и выдать паспорт гражданина Российской Федерации не имеется, в связи с чем судом первой инстанции по существу правильно отказано в удовлетворении заявления С.Е. в указанной части.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основанием к отмене правильного по существу судебного решения, поскольку, повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции в отношении того, что заявитель является гражданином Российской Федерации по рождению, волеизъявления на выход из гражданства не выражал и от российского гражданства не отказывался, вместе с тем, учитывая, вышеизложенное, правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2011 г. N 33-4683/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)